Проводимая в России реформа электроэнергетики и создание конкурентного рынка электроэнергии предполагают разработку и принятие большого количества нормативных правовых актов, направленных на формирование новой, не отработанной практически системы отношений в сфере производства, распределения и потребления тепло- и электроэнергии. В связи с этим приобретают особую актуальность проблемы преобразования организационной структуры электро- и теплоэнергетики, определения полномочий субъектов и установления четкой и логически выстроенной системы договоров в данных областях.
Реформирование электроэнергетики в России предопределяет тенденции правового регулирования и в сфере теплоснабжения. И здесь, прежде всего, следует отметить, что в связи с принятием значительного массива нормативных правовых актов происходит усложнение законодательства об электроэнергетике. Но наряду с указанным, объективным, на наш взгляд, фактором, существует и ряд очевидно негативных моментов.
Так, согласно Плану мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2003-2006 гг., утвержденному распоряжением Правительства РФ от 27.06.2003 № 865-р (в ред. распоряжений Правительства РФ от 15.04.2005 № 417-р, от 06.02.2006 №135-р), за период с 2003 г. по 2006 г. подлежали утверждению Правительством РФ или внесению в Государственную Думу РФ порядка 30 нормативных правовых актов. Учитывая, что Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ) вступил в силу в 2003 году (за исключением некоторых норм), большинство указанных правовых актов призвано «закрыть» многочисленные пробелы в регулировании уже фактически существующих или складывающихся отношений на рынке электроэнергии. Необходимость же в оперативном утверждении документов, принимаемых в развитие положений Закона № 35-ФЗ, к сожалению, отрицательно сказывается на качестве указанных актов. На сегодня можно констатировать наличие значительного количества регламентирующих правовых норм при их несогласованности и зачастую противоречии друг другу, нарушение иерархии нормативных правовых актов. Данный негативный аспект в обязательном порядке должен быть учтен при выработке правовой базы отношений теплоснабжения.
И второе, на что следует обратить внимание – это усложнение договорных связей (моделей) вследствие преобразования организационной структуры энергетической отрасли. Принятие Закона № 35-ФЗ привело к появлению значительного количества новых договорных форм, призванных урегулировать отношения, связанные с реализацией и приобретением электроэнергии. Предложенная система договоров в сфере электроэнергетики довольно запутана и далека, на наш взгляд, от оптимальной. Несмотря на это, в настоящее время при формировании системы договоров в сфере теплоэнергетики авторы проектов федерального закона «О теплоснабжении», как правило, принимают за основу систему договорного регулирования, предусмотренную именно Законом № 35-ФЗ.
Основная законодательная цель при разработке и принятии федерального закона «О теплоснабжении» – наладить надлежащий хозяйственный оборот товара (тепловой энергии, теплоносителя), учитывая его высокую публичную значимость в непростых климатических условиях России. Между тем, использование при регулировании отношений теплоснабжения не самых удачных юридических конструкций Закона № 35-ФЗ неизбежно повлечет за собой сложности правоприменения и приведет к принятию незаконных и необоснованных решений.
Действующее законодательство, регламентирующее реализацию энергетических ресурсов, и без того уже содержит значительное количество сомнительных с правовой точки зрения договорных инструментов опосредования оборота энергии.
В частности, в юридической литературе уже неоднократно подчеркивалась ошибочность отнесения деятельности, связанной с реализацией электрической, тепловой энергии и воды гражданам, к услугам, как это осуществлено в Правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 № 1099. Ведь если следовать логике авторов упомянутых Правил, то куплю-продажу также следует понимать как услугу – услугу по передаче вещи. Такая формулировка юридически не корректна, ведь услуга не имеет овеществленного результата, тогда как товар, передаваемый по договору энергоснабжения, всегда вещественен, материален. Поэтому применение к договорам о предоставлении коммунальных услуг положений Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) о договоре возмездного оказания услуг (глава 39) недопустимо.
Второй пример в этой связи – правовое регулирование отношений, связанных со снабжением газом через присоединенную сеть. В настоящее время отношения, связанные со снабжением газом через трубопроводные сети с участием юридических лиц, квалифицируются как поставка согласно Правилам поставки газа в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162 (далее – Правила). К данным отношениям в силу прямого указания названных Правил субсидиарно применяются правила ГК РФ о договоре поставки (§ 3 гл. 30). Между тем, по своему содержанию положения Правил представляют собой лишь детализацию норм ГК РФ о договоре энергоснабжения. Кроме того, аналогичные отношения между газораспределительными организациями и гражданами регулируются нормами ГК РФ о договоре энергоснабжения, что в совокупности свидетельствует о необоснованности распространения на отношения газоснабжения правового режима поставки.
В настоящее время наиболее распространенной формой оборота тепловой энергии является договор энергоснабжения. Как известно, особенностями договора энергоснабжения, послужившими основанием выделения этого договора в отдельный вид договора купли-продажи при подготовке ГК РФ, стала специфика объекта договора энергоснабжения – электрическая и тепловая энергия и особый (причем, единственно возможный) способ исполнения обязательства, вытекающего из указанного договора, – передача энергии абоненту через присоединенную сеть.
У договора энергоснабжения имеются и иные признаки: энергия по такому договору приобретается лицом, являющимся ее потребителем, и подается на энергопринимающее устройство последнего, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации. Примечателен тот факт, что в тексте параграфа 6 главы 30 ГК РФ нет упоминания о непосредственном присоединении энергоустановок или сетей абонента к сетям энергоснабжающей организации. В то же время точка зрения об отнесении указанного «непосредственного присоединения» к видообразующим признакам договора энергоснабжения является распространенной и в научной литературе, и в судебной практике. Очевидно, что правила о договоре энергоснабжения в первоначальном виде были рассчитаны на отношения, связанные со снабжением электрической энергией потребителей, и в сферу действия указанного договора не включались отношения, связанные с приобретением энергосбытовыми организациями энергии у ее производителей. В настоящее время это обстоятельство существенным образом ограничивает сферу применения договора энергоснабжения, что по меньшей мере неоправданно.
Как уже отмечалось, Закон № 35-ФЗ ввел новые правовые формы оборота электроэнергии. Речь идет о таких формах, как двусторонний договор купли-продажи электрической энергии, договор поставки электрической энергии, договор купли-продажи электрической энергии на розничных рынках и др. Между тем, содержащиеся в тексте Закона № 35-ФЗ категории, используемые для обозначения договорных обязательств, представляются крайне неудачными. В частности, по меньшей мере спорной видится корректность наименования гражданско-правового договора – «двусторонний регулируемый договор купли-продажи электрической энергии». Договор поставки электрической энергии и договор купли-продажи электрической энергии на розничных рынках, так как они описаны Законом № 35-ФЗ, не позволяют установить их отличия друг от друга и от договора энергоснабжения. И проблема здесь состоит не столько в словоупотреблении, сколько в необходимости определения правовой природы договоров, заключаемых для целей приобретения (реализации) энергии. Такая потребность связана с тем, что без правильной правовой квалификации соответствующих правоотношений невозможно определить круг правил их регулирующих.
Сущность названных выше договорных конструкций в сфере оборота электрической энергии можно выразить одним понятием – приобретение и реализация энергии. С одной стороны, именуя договорные формы оборота электрической или тепловой энергии договором поставки или купли-продажи, авторы соответствующих законопроектов не свершили «революции» – и договор поставки, и договор энергоснабжения относятся к типу обязательств купли-продажи. Между тем, ни договор купли-продажи, ни договор поставки, как отдельный вид договора купли-продажи (в том виде как они сейчас урегулированы ГК РФ), не предназначены для регулирования отношений, связанных с реализацией (приобретением) электрической или тепловой энергии. Объектом указанных договоров являются товары, понимаемые как вещи (индивидуально-определенные или определенные родовыми признаками). Согласно статьям 454-455 ГК РФ положения о купле-продаже могут применяться также к отношениям по продаже прав, если иное не вытекает из содержания и характера этих прав. Но, как известно, энергия (электрическая и тепловая) не относится ни к вещам, ни к правам, и представляет собой совершенно особый объект гражданских прав. Соответственно, проблема видится в том, что большинство норм, регулирующих обязанности продавца (поставщика) по передаче товаров в собственность покупателя, рассчитаны именно на отношения по передаче вещей и по этой причине не могут распространяться на отношения, связанные с реализацией энергии: правила об ответственности продавца в случае изъятия товара у покупателя, о гарантийных сроках, о комплектности товара, о таре и упаковке и другие – неприменимы к отношениям сторон, связанным с приобретением (реализацией) энергии.
Общим для договорных моделей, предусмотренных новейшим законодательством об электроэнергетике, и, оформляющих отношения по реализации (приобретению) электрической и тепловой энергии, является объект договора – энергия и способ исполнения обязательства – передача энергии через присоединенную сеть. Именно особенности объекта и предмета договора послужили основными видообразующими признаками, позволившими выделить договор энергоснабжения в отдельный вид договора купли-продажи. Несмотря на свое название, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии по своей правовой природе не может быть квалифицирован в качестве договора купли-продажи или договора поставки (в таком виде, как они определены в ГК РФ). Думается, что предмет данного договора и его субъектный состав свидетельствуют о том, что перед нами договор снабжения электрической энергией, все отличие которого от договора энергоснабжения (предусмотренного ГК РФ) сводится к отсутствию непосредственного присоединения энергопринимающего устройства потребителя к сетям энергосбытовой организации при сохранении общего принципа подачи электроэнергии на энергопринимающее устройство потребителя через присоединенную сеть. Принадлежность сети не энергоснабжающей, а сетевой организации означает лишь уменьшение круга прав и обязанностей по договору, но не меняет его правовую природу.
Отмеченные нюансы обязательно должны быть учтены при конструировании договорных моделей в разрабатываемом проекте федерального закона «О теплоснабжении». Поэтому целесообразно, в частности, предложить следующую систему договоров, регулирующих отношения, связанные с реализацией (приобретением) тепловой энергии.
В качестве отдельного вида договора купли-продажи, объектом которого является тепловая энергия можно рассматривать договор о реализации (приобретении) тепловой энергии (договор теплоснабжения). При этом в первую очередь указанный договор будет регулироваться специальными правилами, содержащимися в федеральном законе «О теплоснабжении». Если же какие-либо отношения, возникающие из названного договора, остаются неурегулированными специальными правилами, то к ним подлежат применению правила о договоре энергоснабжения, содержащиеся в ГК РФ, которые в этом случае будут выполнять роль общих положений о договоре. И лишь в том случае, когда соответствующие отношения окажутся не урегулированными ни специальными правилами о договорах, ни содержащимися в ГК РФ нормами о договоре энергоснабжения, к ним могут применяться общие положения о договоре купли-продажи (§ 1 гл. 30 ГК РФ).
Соответствующие действия, «выпадающие» из содержания договора о реализации (приобретении) тепловой энергии (обязанности потребителя по обеспечению доступа к сетям и по транспортировке энергии на стороне энергоснабжающей организации, обязанности по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования на стороне потребителя), должны составлять предмет так называемых инфраструктурных договоров – самостоятельных договоров об оказании услуг по передаче (транспортировке) тепловой энергии и по обеспечению доступа к тепловым сетям (технологическому присоединению к тепловым сетям), которые будут заключать, соответственно, теплоснабжающая организация и потребитель тепловой энергии с сетевыми компаниями, к тепловым сетям которых присоединены сети участников договора о приобретении (реализации) тепловой энергией.
На наш взгляд, при разработке концепции правового регулирования отношений в сфере производства, распределения и потребления тепловой энергии основным (главным) средством достижения цели формирования цивилизованного рынка тепловой энергии (теплоносителя) следует признать установление оптимальных договорных связей между его участниками. При этом эффективная реализация данной задачи представляется возможной лишь при условии использования в качестве базовых уже содержащихся в ГК РФ (как основного акта гражданского законодательства) терминов и юридических конструкций, их дальнейшего законодательного развития, совершенствования. При этом очевидно, что попытки искусственного внедрения в законодательство новых договорных форм представляются малооправданным и могут повлечь за собой дестабилизацию всей системы регулирования отношений в теплоснабжении.
Опубликовано на сайте zhane.ru 03.09.2008