А. Криницын. О статусе генерирующих организаций в отношениях по технологическому присоединению к электрическим сетям

Обеспечение доступа к электрическим сетям создаетфактическую возможность потребления электрической энергии, что в конечном итогеобуславливает системное значение таких отношений для сферы электроэнергетики.

Вместе с тем, в законодательстве и правоприменительнойпрактике до настоящего момента остается нерешенным ряд проблем, оказывающихсущественное влияние на развитие отношений по технологическому присоединению.

Одной из таких проблем является неоднозначность статусагенерирующей организации в отношениях по технологическому присоединению,спровоцированная распространением практики расширительного толкования некоторыхтребований законодательства.

В частности, речь идет о пункте 5 Правил технологическогоприсоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии,объектов по производству электрической энергии, а также объектовэлектросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, кэлектрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004№ 861 (далее по тексту – Правила технологического присоединения, Правила),согласно которому при присоединении энергопринимающих устройств к распределительнымустройствам электростанции, последняя должна выполнять функции сетевойорганизации в части определения технической возможности технологическогоприсоединения, согласования технических условий с субъектамиоперативно-диспетчерского управления и смежными сетевыми организациями, а такжевыполнения необходимых условий договора.

Так, правоприменительная практика зачастую руководствуется тезисомо том, что в части осуществления мероприятий по технологическому присоединениюзакон приравнивает владельцев электростанций к сетевым организациям,распространяя на них обязательства сетевых организаций по заключению договоратехнологического присоединения и последующему выполнению его условий. Такжеимеют место случаи признания (со ссылкой на Федеральный закон от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях») генерирующей организации субъектоместественной монополии на рынке оказания услуг по передаче электрическойэнергии в части технологического присоединения к объектам электросетевогохозяйства. В результате изложенного на генерирующие организации возлагаетсяобязанность по рассмотрению заявок потребителей на технологическоеприсоединение их энергопринимающих устройств, а необоснованный отказ врассмотрении таких заявок сопряжен со значительными правовыми и антимонопольнымирисками.

Вместе с тем, подобное расширительное толкование положенийпункта 5 Правил технологического присоединения представляется, на наш взгляд,необоснованным ввиду следующих обстоятельств.

В настоящий момент регулирование вопросов обеспечениядоступа к электрическим сетям посредством технологического присоединенияэнергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется всоответствии с требованиями Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Обэлектроэнергетике» (далее по тексту – Закон об электроэнергетике, Закон) иПравилами технологического присоединения.

Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетикетехнологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающихустройств потребителей электрической энергии, объектов по производствуэлектрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства,принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке,установленном Правительством РФ, на основании договора об осуществлениитехнологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства,заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанныйдоговор является публичным.

Пункт 6 Правил технологического присоединения содержит коррелирующуюназванным положениям норму, в соответствии с которой заключение договора натехнологическое присоединение для сетевой организации является обязательным, апри необоснованном отказе или уклонении от его заключения заинтересованное лицовправе обратиться в суд с иском о понуждении сетевой организации к заключениюдоговора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом илиуклонением.

Таким образом, договор на технологическое присоединение кэлектрическим сетям энергопринимающих устройств потребителей прямо отнесензаконом к публичным договорам.

В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса РФ публичнымдоговором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающийее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которыетакая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять вотношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортомобщего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничноеобслуживание и т.п.).

Из данного определения следует, что публичность договора определяетсяхарактером деятельности коммерческой организации, которую она осуществляет.Соответственно, именно предмет осуществляемой субъектом электроэнергетикидеятельности должен определять наличие у него гражданско-правовой обязанностипо заключению публичного договора на технологическое присоединение с потребителем.

В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетикесубъекты электроэнергетики – лица, осуществляющие деятельность в сфереэлектроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии имощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности,энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии,оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрическойэнергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

По смыслу действующего законодательства под генерирующей организациейследует понимать организацию, владеющую на праве собственности или иномзаконном основании генерирующим оборудованием, используемым для производства ипродажи (поставки) электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности)на оптовый или розничные рынки для дальнейшего преобразования, передачи,распределения и продажи (поставки) потребителям.

Под сетевой же организацией согласно пункту 2 Правил недискриминационногодоступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг,утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее потексту – Правила недискриминационного доступа), понимается организация,владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральнымизаконами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которыхтакие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии иосуществляют в установленном порядке технологическое присоединениеэнергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физическихлиц к электрическим сетям.

При этом из пункта 10 Правил недискриминационного доступаследует, что договор на оказание услуг по передаче электрической энергии неможет быть заключен ранее договора на технологическое присоединениеэнергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.

Изложенное, по мнению Президиума Высшего Арбитражного СудаРФ, сформулированному в постановлении от 08.09.2009 № 6057/09, свидетельствуюто том, что передача электрической энергии неразрывно связана с технологическимприсоединением к электрическим сетям, а мероприятия по технологическомуприсоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с цельюпоследующей передачи электрической энергии потребителю.

Таким образом, услуга по осуществлению технологического присоединенияк электрическим сетям сетевой организации в отрыве от услуги по передачеэлектрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, рассматриватьсяне может и в принципе не образует отдельного вида экономической деятельности.

В связи с этим необходимо учитывать, что согласно статье 3Закона об электроэнергетике услуги по передаче электрической энергии – комплексорганизационно и технологически связанных действий, в том числе пооперативно-диспетчерскому управлению, обеспечивающих передачу электрическойэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии собязательными требованиями.

Согласно же статье 6 Федерального закона от 26.03.2003 №36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период ио внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации и признанииутратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи спринятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (далее по тексту – Закон №36) юридическим лицам запрещается совмещать деятельность по передачеэлектрической энергии с деятельностью по производству и купле-продажеэлектрической энергии.

Отсюда следует, что генерирующие организации, по роду своейдеятельности осуществляющие производство и поставку электрической энергии(мощности), в силу законодательного запрета не могут оказывать услуги попередаче энергии с использованием электросетевого оборудования.

Соответственно, оказание генерирующей организацией услуги потехнологическому присоединению в отрыве от передачи электрической энергииневозможно как технически (поскольку технологическое присоединение являетсяобязательной составляющей единого технологического процесса оказания услуг попередаче электрической энергии), так и юридически (поскольку законодательфактически исключил такую возможность, установив императивное требование об обязательностизаключения договора на технологическое присоединение только в отношении сетевыхорганизаций, и, обусловив возможность заключения договора на передачуэлектрической энергии необходимостью заключения договора на технологическоеприсоединение).

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона обэлектроэнергетике по договору об осуществлении технологического присоединениясетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий,необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в томчисле мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным операторомтехнических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства,включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединениюэнергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированиюотношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации)такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающихустройств, объектов электроэнергетики).

Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения сетеваяорганизация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лицамероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правили наличии технической возможности технологического присоединения.

Следовательно, положения действующего законодательства определяютименно сетевую организацию как уполномоченного субъекта, обязанного оказыватьуслуги по технологическому присоединению в отношении каждого обратившегося кней в установленном порядке потребителя.

Согласно же пункту 5 Правил при присоединении энергопринимающихустройств к распределительным устройствам электростанции последняя выполняетфункции сетевой организации, но только в части определения техническойвозможности технологического присоединения, согласования технических условий ссубъектами оперативно-диспетчерского управления и смежными сетевыми организациями,а также выполнения необходимых условий договора.

При этом из содержания данного пункта не следует, чтогенерирующая организация, к сетям которой планируется осуществить технологическоеприсоединение, должна выполнять все функции сетевой организации по отношению кпотребителю. Таким образом, отсутствуют достаточные основания полагать, что навладельца электростанции возложены и иные обязанности, необходимые дляреализации договорных отношений по технологическому присоединению, в том числепо разработке и выдаче проекта договора и технических условий, а такжевыполнения действий, направленных на фактическое присоединение.

Возложение некоторых функций сетевой организации на электростанциюпри поступлении заявки на технологическое присоединение не свидетельствует и обосуществлении производителем электрической энергии деятельности по ее передаче.Более того, это прямо запрещено статьей 6 Закона № 36-ФЗ.

Таким образом, обязательность заключения договора на технологическоеприсоединение закреплена действующим законодательством только для организаций,осуществляющих деятельность по передаче электрической энергии, т.е. для сетевыхорганизаций.

Полагаем, что возложение на электрические станции в рамках отношенийпо технологическому присоединению к распределительным устройствамэлектростанции всех функций сетевой организации требует распространения натакие отношения нормативных положений, регулирующих порядок установления платыза технологическое присоединение.

Вместе с тем, действующее законодательство не содержитчетких требований к порядку установления платы за технологическое присоединениек распределительным устройствам электростанций.

Так, пунктом 30.1 Правил технологического присоединения установлено,что если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства(реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного винвестиционные программы на очередной период регулирования, то сетеваяорганизация обязана обратиться в уполномоченный орган в областигосударственного регулирования тарифов для установления платы затехнологическое присоединение по индивидуальному проекту.

В соответствии с пунктом 12 Методических указаний по определениюразмера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям,утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 30.11.2010 № 65-э/5, приустановлении платы за технологическое присоединение учитываются расходы сетевойорганизации по осуществлению технологического присоединения заявителя, в томчисле расходы на подготовку сетевой организацией технологических условий и ихсогласование с системным оператором, разработку сетевой организацией проектнойдокументации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями ит.п.

Иными словами, размер платы за технологическоеприсоединение, являясь существенным условием договора, определяется исходя изсостава мероприятий, которые должны выполнить стороны при конкретномтехнологическом присоединении.

Абзацами 3, 4 части 2 статьи 23.2 Закона обэлектроэнергетике предусмотрено, что затраты на проведение мероприятий потехнологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации настроительство и (или) реконструкцию необходимых для присоединения объектовэлектросетевого хозяйства, включаются в расходы, учитываемые при установлениитарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы затехнологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов, учтенныхпри установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в составплаты за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установленииплаты за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передачеэлектрической энергии.

С 1 января 2011 года не допускается включение в состав платыза технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытиерасходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связеймежду объектами территориальных сетевых организаций и объектами единойнациональной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов настроительство объектов электросетевого хозяйства – от существующих объектовэлектросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или)объектов электроэнергетики.

Соответственно, все затраты на проведение мероприятий потехнологическому присоединению сетевой организации должны компенсироваться либоза счет тарифа на технологическое присоединение, либо за счет тарифа на передачуэлектрической энергии.

При этом, положения законодательства, регулируя отношения сетевойорганизации по установлению платы за технологическое присоединение поиндивидуальному проекту, не учитывают особенности правового статусагенерирующих организаций, не имеющих тарифа на передачу электрической энергии,который мог бы обеспечить им компенсацию затрат по технологическомуприсоединению, не подлежащих включению в размер платы за технологическоеприсоединение.

Результатом изложенного является неблагоприятная для генерирующихорганизаций практика, при которой органы регулирования тарифов устанавливаютдля них плату за технологическое присоединение потребителя к распределительнымустройствам станции без учета расходов на строительство (реконструкцию,модернизацию) распределительных устройств, что не позволяет генерирующиморганизациям компенсировать в полном объеме расходы на осуществление технологическогоприсоединения. Также имеют место и случаи, когда правоприменительные органыприходят к выводу о принципиальной невозможности установления платы затехнологическое присоединение по индивидуальному проекту для владельцевэлектростанции.

На наш взгляд, отсутствие в законодательстве специальныхнорм, регулирующих порядок утверждения платы за технологическое присоединение кгенерирующим объектам, лишний раз свидетельствует об исключительной природеотношений по технологическому присоединению к распределительным устройствамэлектростанций и о законодательном возложении обязанности по обеспечению доступапотребителей к электрическим сетям только на сетевые (но не на генерирующие)организации.

Опубликовано на сайте zhane.ru 17.10.2012

Комментарии 0

Наверх