В материале приводится оценка необходимости переназначения единой теплоснабжающей организации при актуализации схемы теплоснабжения
Законодательство о теплоснабжении не дает однозначного представления об устойчивости статуса единой теплоснабжающей организации (далее – ЕТО) в условиях актуализации схемы теплоснабжения.
Единая теплоснабжающая организация (ЕТО) – это теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 28 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении»)
С этим связана неопределенность как юридического статуса ЕТО, так и содержания актуализируемой схемы теплоснабжения. Данное обстоятельство может провоцировать конфликты между участниками рынка теплоснабжения, споры с органами государственной власти и местного самоуправления.
Требования к содержанию схем теплоснабжения, а также к порядку их разработки, утверждения и актуализации определяются постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 (далее — Требования № 154).
Применительно к процедуре актуализации схемы теплоснабжения Требования № 154 предусматривают:
При этом согласно пункту 21 Требований № 154 определение в схеме теплоснабжения ЕТО осуществляется в соответствии с критериями и порядком определения ЕТО, установленными Правительством Российской Федерации.
Что касается самих критериев и порядка определения ЕТО, то они установлены Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № от 08.08.2012 № 808 (далее — Правила № 808).
Статус ЕТО присваивается теплоснабжающей и (или)теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тысяч человек и более) или органа местного самоуправления при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа (п. 3 Правил № 808).
Как предусмотрено пунктом 5 Правил № 808, для присвоения организации статуса ЕГО на территории поселения, городского округа лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в уполномоченный орган в течение 1 месяца с даты опубликования (размещения) в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения а также с даты опубликования (размещения) сообщения, указанного в пункте 17 Правил № 808, заявку на присвоение организации статуса ЕТО с указанием зоны ее деятельности.
Справка: согласно пункту 17 Правил 808 уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о лишении организации статуса ЕТО обязан разместить на официальном сайте соответствующее решение, а также предложить теплоснабжающим и (или) теплосетевым организациям подать заявку о присвоении им статуса ЕТО.
Из указанных норм следует, что подача заявок теплоснабжающими и(или) теплосетевыми организациями в целях присвоения им статуса ЕГО может осуществляться:
Учитывая, что в силу прямого указания пункта 23 Требований № 154 актуализация схемы теплоснабжения должна осуществляться в соответствии с требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (что предполагает также и необходимость опубликования проекта актуализированной схемы теплоснабжения на официальном сайте), вышеуказанное положение пункта 5 Правил № 808 может быть истолковано как возможность / необходимость подачи теплоснабжающими и (или) теплосетевыми организациями заявок на присвоение им статуса ЕТО каждый раз при актуализации схемы теплоснабжения.
Вместе с тем важно учитывать, что Требования № 154 не регулируют порядок присвоения теплоснабжающим и (или) теплосетевым организациям статуса ЕТО и прямо не предусматривают необходимость сбора предложений от теплоснабжающих и (или) теплосетевых организаций для присвоении им статуса ЕТО при ежегодной актуализации схем теплоснабжения.
Кроме того законодательство прямо не указывает на то, что с актуализацией схемы теплоснабжения статус ЕТО утрачивается. Это следует в том числе из п. 13 Правил 808, который предусматривает исчерпывающий перечень оснований для лишения статуса ЕТО, при наступлении которых уполномоченный орган может предложить теплоснабжающим и (или) теплосетевым организациям подать заявку на присвоение им соответствующего статуса – инициирование процедуры ежегодной актуализации схемы теплоснабжения к данному перечню оснований не отнесено.
Вышеизложенное может свидетельствовать о том, что по общему правилу статус ЕТО присваивается организации при утверждении схемы теплоснабжения, а не при ее актуализации.
Возможность же присвоения статуса ЕТО при актуализации схемы теплоснабжения закон связывает лишь с наступлением поименованных в п. 13 Правил 808 оснований утраты статуса ЕТО.
Это значит, что если обстоятельства для утраты статуса ЕТО отсутствуют, то сбор заявок на выбор ЕТО производиться не должен, а в актуализированной схеме теплоснабжения подлежит указанию информация о ранее выбранной ЕТО.