Судебная практика исходит из возможности одностороннего отказа заказчика от исполнения договора технологического присоединения. Такой вывод основан на гипотезе об отнесении договора технологического присоединения к категории договоров возмездного оказания услуг, применительно к которым предусмотрена возможность одностороннего отказа заказчика от договора с компенсацией исполнителю произведенных им расходов (п. 1 ст. 782 ГК РФ).
В этом смысле заказчику предоставлены широкие основания для расторжения договора по своей инициативе в т.ч. в отсутствие нарушений со стороны исполнителя и при соблюдении принципа необходимости оплаты уже понесенных исполнителем расходов. Компенсация же расходов, произведенных исполнителем к моменту расторжения договора заказчиком, является разумным ограничением такой свободы (см. определение СКЭС ВС РФ от 25.12.2017 № 305-ЭС17-11195 по делу № А40-205546/2016).
Но в каком объеме компенсировать произведенные исполнителем расходы. И как в этом случае сетевой организации обосновать размер своих фактических затрат.
Например, судебная практика исходит из необоснованности использования плановых величин расходов на техприсоединение, рассчитанных при утверждении тарифа на подключение, для определения размера компенсации. Такие величины не могут корректно отражать издержки исполнителя на техприсоединение применительно к конкретному лицу, так как эти величины рассчитаны из плановых объемов расходов на период регулирования, что не равнозначно фактическим затратам (см. определение СКЭС ВС РФ от 24.03.2017 № 304-ЭС16-16246 по делу № А45-12261/2015).
Поэтому наиболее объективными способами подтверждения объема расходов исполнителя могли бы стать либо документальное обоснование всех фактически произведенных расходов, либо независимая экономическая экспертиза. Но первый способ не всегда реализуем. Второй же способ непрактичен как с финансовой точки зрения (он требует дополнительных расходов), так и с точки зрения оперативности (подчас его реализация требует значительных временных затрат).
Таким образом целесообразной видится добровольная фиксация сторонами в договоре на техприсоединение конкретных сумм, компенсируемых исполнителю в зависимости от этапа реализации техприсоединения, в рамках которого будет произведен односторонний отказ от исполнения договора.
Но здесь не стоит забывать об экономической обоснованности компенсируемых сумм. Ведь при несогласии заказчика с их размером на этапе заключения договора, действия исполнителя могут быть признаны навязыванием невыгодных условий. Поэтому надо, как минимум, учитывать, что расходы, подлежащие возмещению исполнителю, не должны превышать плановые величины, рассчитанные при утверждении тарифа на подключение.