09.05.2024

Надо ли публиковать ценовую политику

Как правило, формула расчета свободной (нерегулируемой) цены на энергию и учитываемые в такой формуле скидки к цене определяются во внутренних документах (например, в ценовой политике) энергопредприятия. И зачастую перед ним встает вопрос о целесообразности обнародования такой информации (например, путем размещения ценовой политики на корпоративном сайте).

Ее публичность создает условия для предотвращения дискриминационного ценообразования (т.е. экономически, технологически и иным образом необоснованного установления различных цен), недопустимость которого вытекает из ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» и ст. 426 ГК РФ. Следовательно, обнародование ценовой политики обеспечивает профилактику, как минимум, антимонопольных рисков и может способствовать цивилизованным отношениям с покупателями энергии.

Тем не менее, на публикацию политики решаются далеко не все. Ведь при наличии у энергопредприятия программ лояльности, их обнародование может нарушать кулуарность применения скидок к цене на энергию.

Сторонники кулуарности оправдывают ее тем, что она позволяет энергокомпании подходить к применению той или иной скидки избирательно, избегая таким образом ненужных денежных потерь, связанных с ее массовым применением. И это, якобы, куда важнее эффектов от профилактики возможной ценовой дискриминации.

Но тут надо понимать, что непубличность ценовой политики и избирательность предоставления скидок – не только источник ущемления интересов покупателей энергии, но и мощный коррупциогенный фактор, создающий благодатную почву для коммерческого подкупа менеджеров, от решения которых зависит реализация программ лояльности. В свою очередь, с коммерческим подкупом могут быть связаны уголовные риски (ст. 204 УК РФ).

В совокупности с возможными последствиями ценовой дискриминации (штрафы, потеря клиентов) всё это сопряжено с серьезным уроном имиджу энергопредприятия, что способно негативно повлиять на его капитализацию. Таким образом, погоня за сиюминутным эффектом кулуарного применения скидок может препятствовать цивилизованному развитию бизнеса и в долгосрочной перспективе провоцировать на стороне энергопредприятия убытки, значительно превышающие возможные потери от массового применения скидок.

Поэтому ценовую политику всё же лучше публиковать.

Комментарии 0

Наверх