Мы уже говорили о преимуществах независимой экономической экспертизы тарифной заявки — наличие экспертного заключения, подтверждающего экономическую обоснованность включенных в заявку расходов, может стать дополнительным свидетельством как ее состоятельности, так и добропорядочности регулируемого субъекта, формирующего такую заявку.
Экспертное заключение пригодится и РЭКам, которые утверждают тарифы на основании полученных заявок. В частности, оно может стать серьезным подспорьем при проверке экономической обоснованности тарифов надзорными органами.
Также экспертное заключение может демонстрировать экономическую обоснованность тарифа и при его возможном судебном оспаривании. Тем более, что в силу закона подтверждение состоятельности тарифа в рамках такой категории споров лежит именно на РЭКе (ч. 9 ст. 213 КАС РФ, ч. 6 ст. 194 АПК РФ).
Экономическая обоснованность тарифов возведена в ранг принципа тарифного регулирования (см., например, ст. 3 ФЗ О теплоснабжении, ст. 23 ФЗ Об электроэнергетике). Но законодательство не содержит четких критериев экономической обоснованности, ограничиваясь лишь констатацией необходимости соответствия тарифов данному принципу.
На практике это приводит к высокой степени субъективного усмотрения надзирателей при оценке законности тарифов. В таких условиях регулируемым организациям и РЭКам необходима качественная независимая экономическая экспертиза, которая позволит им более эффективно парировать возможные претензии к наполнению тарифов.
Организовать такую экспертизу лучше до подачи тарифной заявки, а не после того, как тариф кто-нибудь проверит или оспорит. Это продемонстрирует изначальное устремление субъектов тарифного регулирования к обеспечению законности утверждаемого тарифа и, как следствие, более четко обозначит их добропорядочность.