25.03.2024

О гармонизации энергетического законодательства и ГК РФ

Негармонизированность НПА об электроэнергетике и норм ГК РФ очевидна. Особенно ярко она проявляется при регулировании договорных отношений в области оборота энергии.
 
Но такая дисгармония прогрессирует. Это видно в т.ч. и на примере обсуждаемых в настоящее время одиозных инициатив, ограничивающих права потребителей: введение платы за отказ от централизованного энергоснабжения, введение запрета на владение собственной генерацией и т.п.
 
И если в случае с регулированием договорных отношений дисгармония норм ведет к усложнению оборота энергии и к усложнению правоприменения, то вышеупомянутые инициативы уже могут прямо противоречить закону.
 
Экономические отношения и, в частности, отношения собственности относятся к области гражданско-правового регулирования (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Это значит, что помимо учета сбалансированного интереса поставщиков и потребителей энергии (п. 1 ст. 6 Федерального закона 06.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике") регулирование указанных отношений подчинено основным гражданско-правовым принципам: свобода договора, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, равенство участников регулируемых отношений и др. 
 
Очевидно, что проектируемые инициативы, сужающие объем прав потребителей на владение объектами генерации и на отказ от централизованного энергоснабжения, далеки от соответствия указанным принципам. 
 
Конечно гражданские права могут быть ограничены. Это возможно на основании федерального закона и только в той мере, в какой такие ограничения необходимы для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Но маловероятно, что вышеуказанные инициативы соответствуют указанным параметрам допустимого ограничения прав.
 
В данном случае не являются оправданием и нормы ст. 129 ГК РФ, предусматривающие возможность ограничения оборотоспособности вещей (в частности, объектов генерации). Ведь такое ограничение не может быть произвольным и тоже должно базироваться на вышеупомянутых гражданско-правовых принципах.
 
Здесь важно учитывать и гарантированную ст. 8 Конституции РФ свободу экономической деятельности, которая применительно к потребителям-предпринимателям также может быть дискриминирована проектируемыми инициативами. Все это свидетельствует об их сомнительной легитимности. 
 

В целом же проектировщикам идей в энергетике стоит помнить о том, что вторжение в область регулирования частно-правовых отношений может быть очень дозированным. И уж тем более не следует забывать о том, что любые инициативы должны быть обоснованы не только экономически, но и юридически.

Комментарии 0

Наверх