31.07.2022

О профилактике рисков при подаче тарифных заявок

Подача в РЭК недостоверных сведений грозит не только отменой тарифа, но и уголовным преследованием. Такой вывод следует из релиза, размещенного на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Сообщается, что прокуратура Томска утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении бывшего директора ООО "Томская территориальная сетевая компания". Он обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ (покушение на мошенничество в особо крупном размере).

По версии следствия директор якобы предоставил в РЭК недостоверные сведения о расходах на капремонт электросетевого хозяйства, что повлекло за собой необоснованное увеличение тарифа.

В чем заключалась "недостоверность сведений" Генпрокуратура не уточняет. Но эпизод точно надо учитывать регулируемым организациям при организации работы по подаче в РЭК тарифных заявок. 

На что обратить внимание.

Основные усилия надо сконцентрировать на проверке экономической обоснованности расходов, включаемых в заявку. Именно здесь кроется ключевой источник рисков регулируемого субъекта.

Связано это с тем, что ни законодательство, ни разъяснения профильных органов не дают четких ориентиров такой обоснованности.

Но практика подсказывает, что экономическую обоснованность можно обеспечить в основном за счет:

  1. включения в заявку только тех расходов, которые прямо или косвенно связаны с регулируемым видом деятельности — если есть сомнения в наличии такой связи, то можно направить письменный запрос в ФАС России с просьбой дать необходимые разъяснения;
  2. указания в заявке справедливого (рыночного) размера расходов — в каких-то случаях этого можно достичь проведением конкурентных закупок товаров и услуг, стоимость которых включаются в тарифную заявку;
  3. документального подтверждения расходов (и их размера), внесенных в заявку.

До обращения в РЭК не лишним будет провести независимую экономическую экспертизу заявки — это не обязательно, но наличие экспертного заключения, подтверждающего обоснованность включенных в заявку расходов, может стать дополнительным свидетельством как её состоятельности, так и добропорядочности регулируемого субъекта.

В целом на сегодня ощущается острый дефицит методологии, которая позволила бы регулируемым организациям правильно формировать тарифные заявки и эффективно управлять своими рисками. 

Учитывая же нарастающую интенсивность работы правоохранительных органов в сфере тарифного регулирования, у бизнеса возникает всё большая потребность в обобщении практики выявления нарушений и в получении официальных рекомендаций по их профилактике.

И по хорошему здесь бы рассчитывать на помощь главного тарифного методолога — ФАС России. Но, к сожалению, спасение утопающих пока что остается делом рук самих утопающих.

Комментарии 0

Наверх