Николай Монтиле, эксперт портала «Правовые аспекты энергоснабжения»
Договор энергоснабжения отнесен к числу публичных договоров (п. 1 ст. 426 ГК РФ). При этом в отраслевом законодательстве содержатся корреспондирующие п. 1 ст. 426 ГК РФ нормы о специализированных энергоснабжающих организациях, для которых заключение договора с любым обратившимся лицом обязательно:
Исключением является законодательство о газоснабжении, которым функционирование гарантирующих поставщиков газа не предусмотрено.
В Законе о газоснабжении от 31.03.1999 № 69-ФЗ, в Правилах поставки газа № 162 от 05.02.1998 № 162 и от 01.11.2021 № 1901 нормы об обязательности договора поставки газа для поставщиков газа отсутствуют. При этом право заявителя на понуждение газоснабжающей организации к заключению договора в судебном порядке предусмотрено лишь при покупке газа в целях оказания коммунальной услуги газоснабжения (п. 18 Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 21.07.2008 № 549).
Описанная ситуация стала основой для судебной практики, согласно которой договор поставки газа не является публичным в отношении потребителей, не относящихся к населению.
Так, в определении Верховного Суда РФ от 09.11.2021 № 309-ЭС21-20164 по делу № А60-39287/2020 закреплена следующая правовая позиция:
«Суды указали, что участниками рынка поставки газа являются коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, соответственно, заключая договор поставки газа, такие юридические лица разумно заинтересованы в надлежащем исполнении контрагентами данного договора, и в отсутствие законодательных ограничений имеют право самостоятельно определять контрагентов, исходя из цели своей деятельности и предпринимательских рисков. Отказ от заключения договора является допустимым пределом осуществления гражданских прав для предотвращения наступления неблагоприятных последствий в сфере предпринимательской деятельности, то есть такой отказ может быть признан экономически обоснованным.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что договор поставки газа, заключаемый на основании Правил № 162, не является публичным, и к нему подлежат применению общие нормы гражданского законодательства, в том числе о свободе заключения договора и недопустимости понуждения к заключению договора; заключение договора с заявителем является невыгодным для ПАО «НОВАТЭК», ООО «НОВАТЭК-Челябинск» и ПАО «Газпром нефть» в силу существенного риска неисполнения обязательств со стороны общества».
Указанный вывод используется судами при рассмотрении аналогичных споров в сфере газоснабжения (см., например, дела №№ А76-3299/2022, А32-60507/2023, А32-60507/2023, А46-12968/2023, А28-1768/2023).
Позиция о необязательности заключения договора поставки газа для поставщика подкрепляется и неопределенностью в вопросе отнесения указанного договора к договорам энергоснабжения (см. например, полярные правовые позиции, содержащиеся в определении ВАС РФ от 28.06.2011 № ВАС-13774/09 по делу № А62-5447/2008 и постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 19.08.2008 по делу № А77-17/2008). Ведь если договор поставки газа не является договором энергоснабжения, значит он не отнесен к перечню публичных договоров, фигурирующему в п. 1 ст. 426 ГК РФ. Это, в свою очередь, осложняет задачу по доказыванию публичности договора поставки газа.
Но вывод о непубличности данного договора не вполне соответствует принципам, закрепленным в ст. 3 Закона о газоснабжении, в частности, принципу повышения уровня газификации промышленных и иных организаций. Ведь, исходя из непубличности, любой поставщик может безосновательно отказать промышленному потребителю в заключении договора поставки газа со ссылкой на свободу договора (ст. 421 ГК РФ), даже если такой отказ не связан, например, с платежеспособностью или иными обстоятельствами, зависящими от потребителя.
В отношении потребителей, уже имеющих заключенный договор поставки газа, действует преимущественное право на его пролонгацию (п. 6 Правил поставки газа № 162 от 05.02.1998). Однако новые потребители или действующие потребители, имеющие намерение купить дополнительные объемы газа, рискуют получить отказ поставщика, если он посчитает, что сотрудничать с потребителями по каким-либо причинам не выгодно.
Такое положение дел свидетельствует, на наш взгляд, о необходимости безотлагательного создания института гарантирующих поставщиков газа. Тем более, что данный вопрос в свое время уже был предметом рассмотрения Правительства РФ и Комитета Госдумы по энергетике.