В последние годы в энергетике внедряются соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности (регуляторные контракты). На нормативном уровне они уже предусмотрены для сфер водоснабжения и электроснабжения.
Также известны случаи заключения регуляторных контрактов в газоснабжении. А на днях ФАС России выступила с инициативой их внедрения в сфере ЖКХ.
В правовой науке регуляторный контракт принято относить к административному договору. Он представляет собой соглашение между органом государственной власти (местного самоуправления) и лицом, осуществляющим регулируемую деятельность.
На весь срок своего действия контракт должен фиксировать нормативно-методическую основу тарифообразования, которая сформировалась на момент его заключения. Также контракт имеет приоритет над последующим изменением тарифного законодательства и определяет обязательства субъекта регулирования в части объема и целевой направленности его инвестиционных вложений в инфраструктуру.
Проще говоря, регуляторный контракт предполагает долгосрочность и стабильность тарифного регулирования в обмен на инвестиции регулируемого субъекта.
В такой логике для инвестора нивелируется риск изменения нормативной основы тарифообразования, что позволяет ему точно рассчитывать срок возврата своих вложений. Интерес же государства состоит в повышении инвестиционной привлекательности отрасли, развитии инфраструктуры и улучшении качества товаров и услуг, реализуемых с ее использованием.
Но несмотря на предполагаемую эффективность, регуляторный контракт почему-то не получил широкого распространения у нас в стране. Возможно это связано с тем, что действующим НПА (в особенности, в сфере электроэнергетики) недостает четкости в закреплении гарантий возврата инвестиций, производимых регулируемыми субъектами.
Но, насколько нам известно, основательных исследований, посвященных оценке уже существующей практики применения регуляторных контрактов, никем не проводилось. Хотя именно это помогло бы выявлению реальных причин невостребованности контрактов и позволило бы определить направления для возможной оптимизации применимых НПА.
Дальнейшее же внедрение регуляторных контрактов в различных сферах без проведения необходимого анализа и работы над ошибками с высокой долей вероятности приведет лишь к появлению очередных нормативных декораций.