17.06.2025

О запретах в энергетике

Запретительный метод регулирования становится всё более распространенным. При этом ограничения могут быть весьма чувствительны для бизнеса.

Яркие примеры:

  • внедрение критериев ТСО с одновременным запретом установления тарифов для владельцев сетей (привело к некомпенсируемым убыткам владельцев сетей, ведущих легальный бизнес);
  • запрет майнинга на некоторых территориях (привел к некомпенсируемым убыткам не только легальных майнеров, но и энергокомпаний).

Такого рода ограничения, как правило внедряемые под лозунгом повышения надежности энергоснабжения, действительно могут эффективно выполнять эту важную миссию. Но реальное обеспечение надежности возможно лишь при соответствии запретов критериям научной обоснованности и учета сбалансированного интереса.

В основе первого критерия  научное обоснование эффективности внедряемого запрета. В отсутствие такого обоснования ограничение не должно вводится. Одной декларации эффективности запрета, озвучиваемой его разработчиком, недостаточно. 

В основе второго критерия  соблюдение баланса интересов всех субъектов: государства, энергобизнеса, потребителей и др. Например, применительно к вышеприведенным запретам баланс интересов можно было бы соблюсти адекватной компенсацией потерь, которые легальный бизнес понес в связи с внедрением запретов. 

Игнорирующая же указанные критерии практика запретов делает бизнес крайне рисковым, а инвестиции в отрасль непривлекательными. В итоге запреты могут временно решать какие-то локальные задачи и наверняка обеспечат чьи-то конъюнктурные интересы, но в связи с высокорисковым характером бизнеса и связанной с этим потерей инвестиций пагубно скажутся на развитии отрасли в целом. Скорее всего такие запреты не достигнут заявленной цели.

И, к сожалению, для такой практики сегодня есть все условия: современная инфраструктура правотворчества, а также актуальное регулирование не предполагают ни обязательной научной обоснованности, ни сбалансированности интересов при внедрении запретов. Поэтому здесь требуется скорейшая переконфигурация регуляторной среды.

Комментарии 0

Наверх