09.11.2023

Об организации юридической поддержки энергопредприятия

Значение юридической поддержки в реализации комплаенса сложно переоценить: она является основой профилактики рисков. Поэтому вопросам качества поддержки следует уделять особое внимание.

Эффективность профилактики напрямую зависит от роли, отведенной юрслужбе в конкретной организации.

При этом достаточно распространенным и абсолютно некорректным является представление о юридической поддержке как о сугубо сервисной функции. Практика показывает, что в организациях, где юрслужбе отведена в основном сервисная роль, вероятность реализации рисков значительно выше, чем в компаниях, где юрслужба сконцентрирована на профилактике.

К первой категории, как правило, относятся ценностно-дезориентированные предприятия, приоритетной задачей которых является максимизация прибыли любыми средствами. Бизнес здесь в основном принимает решения в результате соотнесения полезных финансовых эффектов от нарушения закона и возможных санкций, связанных с таким нарушением. Профилактическая работа юристов в таких организациях мало востребована и, как правило, бесперспективна, а роль юрслужбы сводится лишь к информированию менеджмента о возможных правовых проблемах и к минимизации последствий уже реализовавшихся рисков («тушение юридических пожаров»).

Ко второй категории относятся организации, которые помимо прибыли заинтересованы еще и в долгосрочном развитии своего бизнеса. Юристы компаний, стремящихся к такой модели работы, должны быть ориентированы на профилактику рисков.

Но, несмотря на то, что в кампаниях второго типа потребность в юридической профилактике существует, надлежащим образом она реализуется не всегда. Это может быть следствием различных факторов. 

Чаще же всего такая ситуация связана с неорганизованностью юрслужбы: с неправильной расстановкой приоритетов в ее работе и с низкой доступностью правовой поддержки для внутреннего заказчика. В итоге юристы могут не в полной мере вовлекаться в решение важных для энергопредприятия вопросов.

Но и системное участие юристов в процессах профилактики не всегда гарантирует положительный эффект, так как правовая поддержка может быть, например, некачественной или мнение юристов могут игнорировать. Все это – свидетельство серьезных сбоев в организации юрслужбы. 

Их устранение требует, как минимум:

  1. фокусировки юристов на юридическом комплаенсе;
  2. повышения качества и доступности правовой поддержки.

Фокусировка юристов на юридическом комплаенсе

Фокусировка на профилактике требует исключения юристов из неквалифицированной работы, которая не предполагает профессиональной правовой подготовки. Как правило, их вовлечение в такую работу обосновывается важностью задач, которые необходимо решать. А важность, в основном, определяется только деньгами.

Но юристы не должны заниматься тем, что не требует от них профессиональных знаний, даже если это связано с извлечение прибыли. Важно, чтобы они концентрировались на той работе, которая дает компании максимальную правовую защиту. Ведь профилактика юридических рисков влияет на капитализацию предприятия не меньше любой доходной деятельности.

Это не значит, что правовая работа важнее другой. Просто надо понимать, что, отвлекая юриста от профильных функций, компания становится менее защищенной с правовой точки зрения. А это – источник критичных юридических рисков и финансовых потерь.

Фокусировка на комплаенсе требует и приоритезации юридической профилактики над сервисными функциями. Следует исключить: 

  • чрезмерное увлечение «текучкой»;
  • вовлечение в сопровождение всех бизнес-процессов без учета степени критичности связанных с ними рисков;
  • поточное участие в мероприятиях, не требующих регулярной юридической поддержки и т.п.

Такому подходу обрадуются далеко не все, так как все это может повлечь за собой переориентацию юрслужбы с обеспечения локальных интересов внутренних подразделений на достижение важной для всей компании стратегической цели – профилактики нарушения закона. Удовлетворенность внутреннего заказчика конечно очень важна, но она не должна становиться самоцелью правовой работы и обеспечиваться в ущерб юридической профилактике.

Хотя запросы внутренних подразделений тоже нельзя игнорировать. Поэтому речь в данном случае идет только о правильной расстановке приоритетов и о большем акценте на правовой поддержке в наиболее рисковых областях энергобизнеса. Таким образом, очень важно подойти к вопросу приоритезации сбалансировано, не нанеся при этом ущерб качеству выполнения юрслужбой своих сервисных функций, значимость реализации которых для надлежащего функционирования энергопредприятия также очень высока.

Для более эффективного решения задачи фокусировки необходимо определить корректную локацию юрслужбы во внутрикорпоративной иерархии. Желательно минимизировать промежуточные управленческие звенья между главным юристом и руководителем энергопредприятия. Это будет способствовать увеличению аппаратного веса юрслужбы и, как следствие, облегчит ей задачу приоритезации юридического комплаенса.

Повышение качества и доступности правовой поддержки

Понятно, что кадры решают все. От того насколько высококлассны юристы энергопредприятия во многом зависит качество правовой поддержки. Но качество связано не только с кадрами, но и с организационными мерами. 

К ним следует, в частности, отнести: 

  • внедрение и неукоснительное соблюдение стандартов эффективной юридической работы;
  • специализацию правовой поддержки в зависимости от области реализации бизнес-процессов: продажа энергии, земельно-имущественные отношения, лицензирование и т.п.;
  • формирование общедоступной базы юридических знаний и др.

Одновременно с этим крайне важно обеспечить высокую доступность правовой поддержки для внутренних подразделений энергопредприятия. Этому может, например, способствовать:

  • внедрение института юридических партнеров;
  • увеличение онлайн и офлайн каналов коммуникации с юрслужбой;
  • автоматизация процессов получения правовой поддержки и др.

Вкупе с адекватным ресурсным обеспечением все это должно совершенствовать клиентский сервис, повышать эффективность работы юрслужбы и ее авторитет. Такие условия позволят минимизировать случаи реализации важных бизнес-процессов без участия или без учета мнения юристов и, как следствие, снизят вероятность юридических ошибок менеджмента при принятии управленческих решений.

(Фрагмент методического пособия «Правовые риски энергопредприятия»)

 

 

Комментарии 0

Наверх