05.05.2022
Об ответственности покупателей энергии
На днях был принят Федеральный закон от 01.05.2022 № 127-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (
текст).
Применительно к отношениям электро-, тепло-, водоснабжения документ предусматривает временное (до 31.12.2022) полномочие Правительства РФ определять особенности начисления неустойки за просрочку оплаты полученных энергоресурсов.
Так, Правительство может "отвязать" ответственность за просрочку платежей от актуальной ставки рефинансирования ЦБ РФ и временно заменить её на любую иную ставку. Причем, насколько следует из текста Закона, заменить ставку можно как на более высокую, так и на более низкую.
В
пояснительной записке к законопроекту сказано, что данная мера направлена на "обеспечение устойчивого функционирования соответствующих отраслей".
Понимай как хочешь. Но предположительно норма направлена на то, чтобы снизить размер потенциальной ответственности покупателей энергии в случае неплатежей.
Хотя не ясно, как это может повысить устойчивость отрасли. Ведь теперь недобросовестные потребители по сути смогут "кредитоваться" за счет энергетиков по более низкой ставке, задерживая им оплату. В итоге отрасль, скорее всего, получит прирост "дебиторки" и недофинансирование.
И, кстати, неустойка по ставке ЦБ РФ – не самая большая беда, с которой может столкнуться покупатель.
Есть, например, давно известная всем проблема «безучётки», когда при повреждении или срыве кем-либо пломбы на приборе учёта энергетики вполне легально могут взыскивать с потребителя сумму, в десятки раз превышающую стоимость реального энергопотребления.
И неважно, что приборный учет фактически не искажался, а счета за энергию исправно оплачивались. С высокой долей вероятности суды не станут разбираться, а просто взыщут с покупателя неадекватную сумму в пользу продавца. Такую идеологию поддерживают Верховный Суд и Конституционный Суд.
Понятно, что здесь и сейчас сформировавшаяся практика – благо для энергетиков (вернее, для конкретных менеджеров, выполняющих свои КП). Ведь по сути покупатель платит за то, что он реально не потреблял.
Но на деле такие меры зачастую приводят к фактической ликвидации потребителей, представляющих малый и средний бизнес. В перспективе же это бьет по самим энергетикам, т.к. в итоге они лишаются в т.ч. и добропорядочных клиентов, которые всего лишь не уследили за сохранностью своих приборов учета.
И данный расклад точно не способствует развитию отрасли.
Поэтому инструменты для "обеспечения устойчивого функционирования соответствующих отраслей" нужно искать не только (и даже не столько) в области процентных ставок. Есть масса других куда более насущных и нерешенных вопросов, требующих внимания законодателя.