03.07.2023
Об упрощении процедуры техприсоединения
Правительство
отчиталось об улучшении условий подключения объектов малого и среднего предпринимательства и граждан к электросетям в связи с сокращением сроков подключения, цифровизацией процедуры подключения и т.п. Это якобы было задумано для поддержки предпринимательства и повышения качества жизни граждан.
Но, во-первых, столь значимые достижения меркнут на фоне
отмены льготного техприсоединения. А, во-вторых, возмездность присоединения уже сама по себе препятствует развитию бизнеса и повышению качества жизни.
Ведь платный техприс кабален по своей сути. Он означает, что помимо организации собственного энергопотребления потребитель обеспечивает за свой счет и возможность заработка на себе энергетикам, которые в результате техприсоединения будут продавать (передавать) ему энергию.
Почему организация энергобизнеса предполагается исключительно за счет потребителя, непонятно. И уж совсем не ясно, почему построенная или модернизированная на деньги потребителя инфраструктура в конечном итоге безвозмездно поступает в собственность энергетиков.
Странность экономической парадигмы гармонично дополнена ущербностью юридической конструкции: договор на техприсоединение с большим трудом вписывается в существующий правовой ландшафт.
У этого договора есть вполне осязаемый результат (построенная или модернизированная сетевая инфраструктура + фактическое техприсоединение потребителя), что не позволяет отнести его к договору оказания услуг. А так как построенная или модернизированная за счет потребителя инфраструктура становится собственностью энергетиков, а не потребителя, то это не позволяет отнести договор техприсоединения к категории подрядных.
В общем, как процедуру не оптимизируй, а платный техприс будет приносить масштабные эффекты кому угодно, но только не потребителям-предпринимателям или населению. Хотя сам факт оптимизации можно поприветствовать, ведь с этой процедурой всё равно придется жить.