Зачастую владельцы электросетевых объектов пренебрегают установлением охранных зон электросетей. Но тут надо понимать, что помимо защиты от случайного повреждения сетей и обеспечения безопасности окружающих охранная зона решает и задачу профилактики юридических рисков владельца сетей.
Это актуально для случаев причинения ущерба 3-м лицам в результате их контакта, например, с подземной ЛЭП, о которой они не знали. Ведь если ущерб возникнет в связи с отсутствием официально зафиксированных сведений о границах охранной зоны ЛЭП, то при определенных обстоятельствах вина за него может быть возложена на владельца сетей.
Наличие же официальных сведений, напротив, может свидетельствовать об отсутствии его вины. Кроме того, наличие официальных сведений позволит владельцу сетей эффективно взыскивать убытки от возможного повреждения ЛЭП с тех лиц, которые причинят ему ущерб. Поэтому фиксация границ охранной зоны сетей – одна из первостепенных задач их владельца.
Процедуру фиксации следует организовать в строгом соответствии с регламентирующими документами:
✔️ с постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон";
✔️ с постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 № 736 "О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства";
✔️ с приказом Росреестра от 26.07.2022 № П/0292 "Об установлении формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории".
И если процедура нарушается какими-либо лицами (Ростехнадзор, Росреестр и др.), владельцу сетей следует настойчиво добиваться от них ее соблюдения. Вплоть до обращения, например, в прокуратуру или в суд. Поскольку только активные действия владельца сетей, направленные на официальную фиксацию границ охранных зон, позволят ему эффективно управлять своими юридическими рисками.