Азамат Жанэ, основатель портала "Правовые аспекты энергоснабжения"
Оплата принятой электроэнергии является одной из основных обязанностей покупателя энергии (п. 1 ст. 539, п. 1 ст. 544 ГК РФ, п. 82 Основных положений № 442). Это применимо и к покупателям, занимающимся майнингом.
Майнинг – деятельность, в результате которой осуществляется выпуск криптовалюты.
Так, например, потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в следующем порядке, кроме случаев, когда более поздние сроки установлены соглашением с гарантирующим поставщиком:
Одним из наиболее проблемных аспектов взаимодействия продавцов энергии с ее покупателями, занимающимися майнингом, в части оплаты энергии является вопрос определения стоимости приобретаемой энергии и, соответственно, определение объема обязательств по ее оплате. Такая проблема в основном свойственна майнингу, реализуемому в жилых домах.
Это связано с тем, что действующее законодательство устанавливает дифференцированную систему регулирования ценообразования в отношении лиц, приобретающих энергию для собственных нужд и для производственных нужд.
Так, государственному регулированию на розничных рынках подлежат цены (тарифы) и предельные уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей (п. 3 ст. 23.1 Закона № 35-ФЗ). В настоящее время цены (тарифы) на электроэнергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. При этом тарифы на электроэнергию для населения устанавливаются ниже рыночных цен, компенсируются из бюджета и за счет промышленных потребителей через распределение перекрестного субсидирования.
Пользуясь данной опцией, лица, занимающиеся майнингом в жилых домах, зачастую настаивают на том, что майнинг относится к коммунально-бытовому использованию электроэнергии, и что указанные лица должны оплачивать энергию по «заниженным» тарифам, установленным для населения и приравненным к нему категориям потребителей.
Вместе с тем правоприменительная практика свидетельствует о том, что лица, чья майнинговая деятельность отвечает признакам предпринимательской деятельности (т.е. самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли), приобретают энергию не для собственных бытовых нужд, а для производственных нужд. Это исключает допустимость применения к таким лицам тарифов для населения. В данном случае расчеты с такими лицами за электроэнергию должны производиться с учетом цен для потребителей, приобретающих электрическую энергию для производственных нужд. Указанные цены могут значительно превышать стоимость энергии, рассчитанную с использованием тарифов для населения.
Таким образом, применимость тех или иных цен (тарифов) на энергию будет зависеть от характера майнинга в жилых домах. Если майнинг носит систематический характер, то расчеты могут производиться по ценам для потребителей, приобретающих электрическую энергию для производственных нужд. Если же имеет место эпизодический неинтенсивный майнинг, то расчеты могут производиться по тарифам для населения.
Отдельным проблемным аспектом применения корректных цен (тарифов) является доказывание продавцом энергии факта осуществления покупателем энергии майнинговой деятельности. Сложность состоит в получении прямых доказательств наличия у пользователя оборудования для майнинга и осуществления им майнинга, соответствующего признакам предпринимательской деятельности.
Между тем, в настоящее время формируется судебная практика, которая исходит из достаточности представления продавцом энергии косвенных доказательств предпринимательского майнинга (например, свидетельские показания соседей, аномально высокие объемы потребления электроэнергии в сравнении с объемами потребления других жильцов или потребителей аналогичной категории и т.п.). Это позволяет продавцам энергии переквалифицировать потребление электроэнергии для бытовых нужд в потребление электроэнергии для производственных нужд и производить перерасчет (в большую сторону) стоимости потребленной электроэнергии.
Начиная с 2024 года в некоторых регионах России проблема идентификации майнинга и адекватной оплаты потребляемой в целях майнинга энергии решается посредством внедрения дифференцированных по объемам потребления тарифов на электроэнергию для населения (или социальной нормы потребления). В результате такой дифференциации потребление энергии в рамках определенного диапазона объема энергопотребления будет оплачиваться по «заниженной» ставке тарифа. Потребление, выходящее за рамки установленного диапазона, будет оплачиваться по «повышенной» ставке тарифа.
Переквалификация потребления электроэнергии для бытовых нужд в потребление электроэнергии для производственных нужд и, как итог, перерасчет стоимости потребленной электроэнергии могут привести к образованию задолженности майнера в части оплаты потребленной энергии. При этом, ненадлежащее исполнение обязательств по оплате энергии (как в части объема, так и в части сроков оплаты) сопряжено с рядом рисков.
В соответствии с абз. 2 пп. «б» п. 2 и пп. «а» и «б» п. 4 Правил ограничения № 442, в случае если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности), то гарантирующий поставщик, энергосбытовая, энергоснабжающая организация вправе инициировать введение ограничения режима потребления электрической энергии.
В соответствии с п. 20 Правил ограничения № 442 инициатор введения ограничения, являющийся гарантирующим поставщиком, энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией или производителем электрической энергии на розничном рынке, вправе потребовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке с потребителя, в отношении которого было введено ограничение режима потребления, компенсации понесенных расходов, связанных с оплатой действий исполнителя (субисполнителя) по введению ограничения режима потребления такого потребителя и возобновлению подачи электрической энергии. Размер компенсации понесенных инициатором введения ограничения расходов не может превышать 10 000 рублей (для граждан-потребителей электрической энергии – 1 000 рублей).
В соответствии с п. 2 ст. 37 Закона № 35-ФЗ потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший электрическую энергию гарантирующему поставщику, обязаны уплатить ему пени в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
В соответствии с п. 53 Основных положений № 442, в случае если по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенному с гарантирующим поставщиком, потребителем (покупателем) не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора.