30.01.2023

"Понятийные" соглашения в энергетике

Энергокомпании нередко подписывают с органами власти или ОМСУ всякого рода меморандумы (о совместной деятельности, об инвестициях, о развитии территорий и т.п.). При этом стороны могут думать, что документ их ни к чему не обязывает. 

Но если не соблюсти ряд правил, то меморандум способен породить вполне осязаемые юридические последствия. 

Так, его могут воспринять в качестве гражданско-правового договора, фиксирующего конкретные обязательства. Или если документ будет предусматривать какие-то преференции для бизнеса, то его заключение, вероятно, признают согласованными действиями (ст. 16 ФЗ О защите конкуренции).

В зависимости от контекста такая квалификация активирует различные правовые риски (в диапазоне от гражданско-правовых до уголовно-правовых). Чтобы этого не произошло желательно руководствоваться следующими правилами:

  • Не стоит включать в документ обязывающие положения (лучше "Стороны рассмотрят возможность финансирования...", чем "Стороны профинансируют...").
  • Документ должен содержать оговорку о том, что меморандум выражает лишь пожелания сторон и не налагает на них каких-либо обязательств.
  • Не стоит присваивать документу расхожие наименования гражданско-правовых договоров (лучше "Меморандум о сотрудничестве", чем "Договор о совместной деятельности").
  • Не стоит структурировать документ по образу "классического" гражданско-правого договора (лучше "Статья 1", чем "1. Предмет соглашения"). 

Выполнение данных рекомендаций позволит говорить о меморандуме, как о некоем программном документе, не предполагающем конкретных шагов. А это существенно снизит потенциальные риски, о которых говорилось выше.

Комментарии 0

Наверх