18.02.2021

Порядок вывода источников тепловой энергии и тепловых сетей из эксплуатации. Правовые аспекты.

Порядок вывода источников тепловой энергии и тепловых сетей (далее также – объекты) из эксплуатации урегулирован нормами статьи 21 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – ФЗ № 190) и Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утв. постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 889 (далее – Правила 889).

Как указано в части 1 статьи 21 ФЗ № 190, в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей обязаны согласовать с органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее – ОМСУ) и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями тепловой энергии вывод указанных объектов из эксплуатации.

Но ни нормы ФЗ № 190, ни нормы Правил 889 не дают однозначных ответов на следующие важные вопросы, с которыми участникам рынка теплоснабжения приходится часто сталкиваться на практике:

  1. Следует ли уведомлять ОМСУ и потребителей тепловой энергии и получать их согласование на вывод объектов из эксплуатации, если вывод объектов предусмотрен в схеме теплоснабжения?
  2. В какой временной промежуток можно вывести объекты из эксплуатации после наступления предусмотренного в схеме теплоснабжения или согласованного с ОМСУ срока?
  3. В какие сроки следует выводить объекты из эксплуатации, если их вывод был в свое время приостановлен по требованию ОМСУ?

К сожалению, правоприменительная практика в этой части на сегодня не сформирована, поэтому важно проанализировать законодательство и все же попытаться найти ответы на поставленные вопросы*.

1. Оценка необходимости уведомления ОМСУ и потребителей тепла, а также получения их согласия на вывод теплоисточника или тепловой сети из эксплуатации в случае, если вывод предусмотрен схемой теплоснабжения

Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации ОМСУ о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения (часть 4 статьи 21 ФЗ № 190).

В пункте 15 Правил 889 уточняется, что в случае, если вывод из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей предусмотрен схемой теплоснабжения поселения или городского округа, то их вывод из эксплуатации осуществляется в сроки, установленные схемой теплоснабжения.

На наш взгляд из анализа данных норм следует, что если вывод источника тепловой энергии или тепловой сети из эксплуатации предусмотрен схемой теплоснабжения, то вывести эти объекты можно в сроки, установленные в схеме теплоснабжения. При этом уведомлять ОМСУ и потребителей тепловой энергии и (или) получать их согласование на вывод источника тепловой энергии или тепловой сети из эксплуатации не обязательно.

Но учитывая отсутствие на сегодня сформированной судебной практики, нельзя исключать и альтернативные подходы правоприменителя к оценке данных норм. Поэтому не исключен риск признания незаконными действий по выводу источника тепловой энергии или тепловой сети из эксплуатации, произведенных без предварительного согласования с ОМСУ и потребителями, безотносительно к тому предусмотрен ли вывод объектов в схеме теплоснабжения или нет. Вероятность реализации такого риска оцениваем как среднюю.

Полагаем, что для минимизации риска целесообразно заблаговременно (не менее чем за 8 месяцев) все же направить в ОМСУ и потребителям тепловой энергии уведомления о планируемом выводе источника тепловой энергии или тепловой сети из эксплуатации. В уведомлении желательно указать, что вывод производится на основании и в сроки, предусмотренные схемой теплоснабжения.

Вывод теплоисточника или сети из эксплуатации можно в данном случае произвести, не дожидаясь официального согласования (или ответа) от ОМСУ и потребителей. Но если возможность предварительного согласования имеется, то его все же лучше произвести. Это снимет все вопросы.

2. Определение возможного срока вывода источника тепловой энергии или тепловой сети из эксплуатации после наступления срока, предусмотренного схемой теплоснабжения, или срока, согласованного с ОМСУ и потребителями

В Правилах 889 указано, что: 

  • в случае, если вывод из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловой сети предусмотрен схемой теплоснабжения, то их вывод из эксплуатации осуществляется в сроки, установленные схемой теплоснабжения (п. 15);
  • вывод из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловой сети осуществляется после получения согласования на вывод из эксплуатации от ОМСУ. В случае если в течение 30 дней с момента поступления уведомления о выводе объекта из эксплуатации от ОМСУ не поступит решение по результатам рассмотрения уведомления, заявитель вправе вывести объекты из эксплуатации в сроки, указанные в уведомлении (п. 22).

С учетом указанных норм оптимальным с правовой точки зрения нам видится вывод объектов из эксплуатации в конкретный срок, установленный в схеме теплоснабжения или указанный в уведомлении, адресованном ОМСУ и потребителям.

В то же время Правила прямо не запрещают произвести вывод объектов из эксплуатации с любой даты в течение неопределенного срока, который начинает течь с установленной в схеме теплоснабжения или согласованной с ОМСУ и потребителем даты вывода. Кроме того, схема теплоснабжения может в принципе не содержать указание на конкретную дату вывода объекта из эксплуатации. Отсюда можно заключить, что в связи с отсутствием прямого запрета вывод из эксплуатации объектов в течение неопределенного срока является допустимым.

Но с другой стороны и возможность вывода объектов из эксплуатации с любой даты законом также прямо не оговорена, что в этом случае не позволяет констатировать полное отсутствие юридических рисков. Поэтому для минимизации таких рисков целесообразно заблаговременно направить в ОМСУ и потребителям тепловой энергии дополнительное уведомление о планируемом сроке вывода объектов из эксплуатации.

3. Определение допустимого срока вывода источника тепловой энергии или тепловой сети из эксплуатации по истечении периода приостановления их вывода по требованию ОМСУ

ОМСУ, в который направлено уведомление о выводе объектов из эксплуатации, вправе потребовать от их владельцев приостановить вывод объектов из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а владельцы объектов обязаны выполнить данное требование (часть 5 статьи 21 ФЗ № 190, пункт 18 Правил 889).

При этом закон прямо не предусматривает необходимость повторного обращения в ОМСУ с уведомлением о выводе (или за согласованием вывода) объектов из эксплуатации по истечении срока приостановления. Поэтому полагаем, что вывод из эксплуатации в этом случае можно произвести в конкретную дату (или же после ее наступления) истечения срока приостановления вывода.

Но учитывая, что в законе данный момент прямо не урегулирован, мы все же считаем целесообразным дополнительно уведомить ОМСУ о предполагаемом сроке вывода объектов из эксплуатации.

* Данное исследование не касается порядка вывода объектов из эксплуатации в ценовых зонах теплоснабжения, который урегулирован главой IV Правил 889.

Комментарии 0

Наверх