Порядок вывода источников тепловой энергии и тепловых сетей (далее также – объекты) из эксплуатации урегулирован нормами статьи 21 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – ФЗ № 190) и Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утв. постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 889 (далее – Правила 889).
Но ни нормы ФЗ № 190, ни нормы Правил 889 не дают однозначных ответов на следующие важные вопросы, с которыми участникам рынка теплоснабжения приходится часто сталкиваться на практике:
К сожалению, правоприменительная практика в этой части на сегодня не сформирована, поэтому важно проанализировать законодательство и все же попытаться найти ответы на поставленные вопросы*.
Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации ОМСУ о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения (часть 4 статьи 21 ФЗ № 190).
В пункте 15 Правил 889 уточняется, что в случае, если вывод из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей предусмотрен схемой теплоснабжения поселения или городского округа, то их вывод из эксплуатации осуществляется в сроки, установленные схемой теплоснабжения.
На наш взгляд из анализа данных норм следует, что если вывод источника тепловой энергии или тепловой сети из эксплуатации предусмотрен схемой теплоснабжения, то вывести эти объекты можно в сроки, установленные в схеме теплоснабжения. При этом уведомлять ОМСУ и потребителей тепловой энергии и (или) получать их согласование на вывод источника тепловой энергии или тепловой сети из эксплуатации не обязательно.
Но учитывая отсутствие на сегодня сформированной судебной практики, нельзя исключать и альтернативные подходы правоприменителя к оценке данных норм. Поэтому не исключен риск признания незаконными действий по выводу источника тепловой энергии или тепловой сети из эксплуатации, произведенных без предварительного согласования с ОМСУ и потребителями, безотносительно к тому предусмотрен ли вывод объектов в схеме теплоснабжения или нет. Вероятность реализации такого риска оцениваем как среднюю.
Полагаем, что для минимизации риска целесообразно заблаговременно (не менее чем за 8 месяцев) все же направить в ОМСУ и потребителям тепловой энергии уведомления о планируемом выводе источника тепловой энергии или тепловой сети из эксплуатации. В уведомлении желательно указать, что вывод производится на основании и в сроки, предусмотренные схемой теплоснабжения.
Вывод теплоисточника или сети из эксплуатации можно в данном случае произвести, не дожидаясь официального согласования (или ответа) от ОМСУ и потребителей. Но если возможность предварительного согласования имеется, то его все же лучше произвести. Это снимет все вопросы.
В Правилах 889 указано, что:
С учетом указанных норм оптимальным с правовой точки зрения нам видится вывод объектов из эксплуатации в конкретный срок, установленный в схеме теплоснабжения или указанный в уведомлении, адресованном ОМСУ и потребителям.
В то же время Правила прямо не запрещают произвести вывод объектов из эксплуатации с любой даты в течение неопределенного срока, который начинает течь с установленной в схеме теплоснабжения или согласованной с ОМСУ и потребителем даты вывода. Кроме того, схема теплоснабжения может в принципе не содержать указание на конкретную дату вывода объекта из эксплуатации. Отсюда можно заключить, что в связи с отсутствием прямого запрета вывод из эксплуатации объектов в течение неопределенного срока является допустимым.
Но с другой стороны и возможность вывода объектов из эксплуатации с любой даты законом также прямо не оговорена, что в этом случае не позволяет констатировать полное отсутствие юридических рисков. Поэтому для минимизации таких рисков целесообразно заблаговременно направить в ОМСУ и потребителям тепловой энергии дополнительное уведомление о планируемом сроке вывода объектов из эксплуатации.
ОМСУ, в который направлено уведомление о выводе объектов из эксплуатации, вправе потребовать от их владельцев приостановить вывод объектов из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а владельцы объектов обязаны выполнить данное требование (часть 5 статьи 21 ФЗ № 190, пункт 18 Правил 889).
При этом закон прямо не предусматривает необходимость повторного обращения в ОМСУ с уведомлением о выводе (или за согласованием вывода) объектов из эксплуатации по истечении срока приостановления. Поэтому полагаем, что вывод из эксплуатации в этом случае можно произвести в конкретную дату (или же после ее наступления) истечения срока приостановления вывода.
Но учитывая, что в законе данный момент прямо не урегулирован, мы все же считаем целесообразным дополнительно уведомить ОМСУ о предполагаемом сроке вывода объектов из эксплуатации.
* Данное исследование не касается порядка вывода объектов из эксплуатации в ценовых зонах теплоснабжения, который урегулирован главой IV Правил 889.