По данным «Ъ» ФАС России планирует ускоренно пересматривать тарифы для энергокомпаний, не исполняющих инвестпрограммы. Таким образом ведомство якобы хочет исключить практику беспроцентного кредитования за счет потребителей.
Как следует из релиза на сайте ФАС, сейчас регулируемые организации, пользуясь существующей возможностью отложенной корректировки НВВ за неисполнение инвестиционной программы (спустя 1,5 года после завершения отчетного года), затягивают сроки модернизации, строительства, реконструкции объектов. Неисполнение инвестпрограмм "аукается" РСО лишь при следующем повышении тарифов (к примеру, при неисполнении в 2024 году это учтут лишь в тарифах, которые вступят в силу в июле 2026 года). Теперь же предлагается учитывать итоги года уже перед ближайшим июльским подорожанием ЖКУ.
Но тут надо понимать, что тарифные последствия неисполнения инвестпрограммы – не самый критичный риск для энергокомпании. Куда неприятнее – юридическая ответственность.
И хотя законом она сейчас прямо не предусмотрена, это не исключает вероятность реализации уголовно-правовых рисков: при определенных обстоятельствах неисполнение инвестпрограммы может быть квалифицировано как мошенничество – хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 159 УК РФ).
В частности, к констатации мошенничества может привести совокупность следующих факторов, воспринимаемых в качестве преднамеренного причинения убытков потребителям энергии и противозаконного завладения их деньгами:
1️⃣ включение в тариф затрат, утвержденных в инвестпрограмме;
2️⃣ последующий сбор платы с потребителей энергии с применением тарифа;
3️⃣ использование средств, собранных с потребителей, на цели, не соответствующие целям, изначально заявленным при формировании инвестпрограммы.
Конечно данная трактовка, как минимум, оспорима. Но прецеденты с ее применением уже случались, и это нельзя не учитывать.
Кроме того, в случае аварийности на сетях, неисполнение инвестпрограммы может быть воспринято в качестве фактора, подтверждающего вину энергопредприятия в наступившем инциденте. А если в результате аварии состоялось ограничение энергоснабжения, то в зависимости от контекста это может, как минимум, грозить:
▪️ гражданско-правовой ответственностью в форме компенсации реального ущерба, причиненного потребителям (п. 1 ст. 547 ГК РФ);
▪️ административной или уголовной ответственностью, связанной с возможной квалификацией ограничения в качестве нарушения, предусмотренного:
✔️ ст. 7.23 КоАП "Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами";
✔️ ст. 14.31 КоАП "Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке";
✔️ ст. 19.1 КоАП "Самоуправство";
✔️ ст. 215.1 УК РФ "Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения";
✔️ ст. 330 УК РФ "Самоуправство".
В общем, по всему видно, что инвестпрограмму лучше исполнять.