01.12.2021

Правительство определило критерии теплосетевых организаций. Что делать прочим собственникам сетей?

Правительство РФ издало постановление от 25.11.2021 № 2033 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2033), которым определило критерии отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям (далее – ТСО).

Разработчики данного постановления позиционировали его как направленное на повышение надежности теплоснабжения. Но решит ли постановление эту задачу? Давайте разбираться.

Установленные законом критерии теплосетевых организаций

К таким критериям, в частности, отнесены:

  1. владение более 12 месяцев на праве собственности и (или) на ином законном основании тепловыми сетями и (или) водопроводными сетями (определенной протяженности) определенной протяженности, используемыми для передачи тепловой энергии или оказания услуг по транспортировке горячей воды в открытых системах теплоснабжения;
  2. доля присоединенной тепловой нагрузки собственных теплопотребляющих установок, которая не должна превышать 20 процентов общей тепловой нагрузки, присоединенной к принадлежащим ТСО на праве собственности и (или) на ином законном основании тепловым сетям;
  3. наличие организованной деятельности аварийно-диспетчерской службы;
  4. наличие официального сайта в сети «Интернет».

Кроме того, безотносительно к вышеуказанным критериям в качестве ТСО признаются следующие лица:

  1. теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации;
  2. организация, заключившая концессионное соглашение, объектом которого являются тепловые сети;
  3. юридические лица или индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками или иными законными владельцами тепловых сетей, посредством которых в системе теплоснабжения обеспечивается передача более 50 процентов присоединенных тепловых нагрузок.

Постановлением № 2033 предусмотрено, что установленные критерии применяются с 01.09.2022. При этом тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя организациям, не соответствующим критериям ТСО, не устанавливаются.

Что касается ранее утвержденных (для организаций, не соответствующих критериям ТСО) тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, то они не применяются и подлежат отмене органами регулирования с 01.09.2022

До этого момента собственники или иные законные владельцы тепловых сетей, в отношении которых утверждены тарифы, по-прежнему выполняют функции ТСО.

Последствия для лиц, не соответствующих критериям теплосетевых организаций

Утвердив критерии ТСО, Правительство РФ никак не урегулировало дальнейшую судьбу сетей, принадлежащих субъектам, не подпадающим под критерии ТСО.

Не определены и источники компенсации расходов, связанных с необходимостью обслуживания данных сетей их собственниками. 

Если раньше такая компенсация закладывалась в тарифы на передачу тепловой энергии, утверждаемые собственникам тепловых сетей, то с отменой тарифного регулирования для них (в связи с несоответствием собственников критериям ТСО) данный источник финансирования будет ими утрачен.

При этом в силу статьи 210 ГК РФ бремя содержания тепловых сетей по-прежнему сохраняется за их собственниками. 

Это значит, что в условиях отсутствия источника финансирования собственники тепловых сетей, не соответствующие критериям ТСО, будут нести ответственность за потери, возникающие в их сетях, а также за некачественное теплоснабжение потребителей, обусловленное ненадлежащим состоянием тепловых сетей.

Одновременно с этим в силу части 6 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» собственники сетей по-прежнему обязаны обеспечивать беспрепятственный бесплатный переток тепловой энергии через принадлежащие им сети.

В определенных же статьей 374 НК РФ случаях (при отнесении участков тепловых сетей к недвижимому имуществу) принадлежность тепловых сетей собственникам, не отвечающим критериям ТСО, потребует от них оплаты налога на имущество.

Проще говоря, собственники тепловых сетей, не отвечающие критериям ТСО, лишаются единственного финансового источника содержания таких сетей, при этом за данными лицами сохраняются все обязанности и риски собственника.

Что делать лицам, не соответствующим критериям теплосетевых организаций

Теоретически можно попробовать продать, либо передать тепловые сети в аренду или в безвозмездное пользование лицу, которое отвечает критериям ТСО. Но нужно ли это ТСО?

Либо же можно «доукомплектовать» имеющиеся сети (например, купить, арендовать или принять в безвозмездное пользование новые участки сетей), чтобы обеспечить свое соответствие критериям ТСО. Но всегда ли найдутся такие владельцы сетей, желающие расстаться с ними?

Как вариант, можно предложить ТСО или ЕТО (которые реально заинтересованы в надежности теплоснабжения потребителей) заключить договор, по которому собственник сетей за плату примет на себя обязательство по обслуживанию принадлежащих ему сетей. Но согласятся ли ТСО или ЕТО на такую сделку? И смогут ли в этом случае ТСО или ЕТО впоследствии обосновать экономическую обоснованность своих расходов и компенсировать их через утверждаемые тарифы или через нерегулируемую цену? Ведь обязанность собственника сетей по их надлежащему содержанию предполагается в силу требований закона и без дополнительной оплаты.

Есть и более радикальный вариант решения проблемы – отказаться от права собственности на сети (ст. 236 ГК РФ). Но тут придется принять на себя все риски (в том числе и уголовно-правовые), связанные с некачественным теплоснабжением присоединенных потребителей, в период пока тепловые сети будут бесхозяйными и не обретут нового собственника.

Помимо этого можно попробовать вывести тепловые сети из эксплуатации. Но тут потребуется согласование органов местного самоуправления и всех без исключения потребителей, присоединенных к таким сетям. Вероятность же получения таких согласований крайне низка.

Таким образом, очевидно, что возможность нивелирования негативных последствий, обусловленных несоответствием собственников тепловых сетей критериям ТСО, не в полной мере зависит от самих собственников. Это значит, что на сегодняшний день они, по сути, не располагают инструментами эффективного управления своими экономическими рисками.

В данном контексте, при невозможности реализации вышеизложенных способов решения проблемы, в качестве целесообразного можно рассматривать, например, обращение в Конституционный Суд РФ с требованием о проверке законности норм Постановления № 2033, по сути лишающих собственников, не отвечающих критериям ТСО, конституционного права на свободу экономической деятельности с использованием принадлежащих им тепловых сетей.

* * *

В заключение хотелось бы отметить следующее.

Маловероятно, что собственники, лишенные каких-либо экономических стимулов к содержанию своих тепловых сетей, будут мотивированы к их надлежащему обслуживанию и обеспечению надежности теплоснабжения потребителей. Отсюда можно предположить, что Постановление № 2033, анонсированное в свое время как направленное на повышение надежности в теплоснабжении, скорее всего повлечет за собой обратный эффект.

Комментарии 0

Наверх