24.07.2023

Про юридическую значимость присоединения в энергетике

Несмотря на то, что закон не допускает заключение договора энергоснабжения в отсутствие непосредственного или опосредованного присоединения продавца и покупателя энергии (пп. 1, 2 ст. 539 ГК РФ), на практике по-прежнему приходится сталкиваться с несоблюдением этого правила.

Да, оно неудобно, поскольку препятствует сторонам в достижении заблаговременных договоренностей о будущих поставках энергии, которые начнутся после реализации процедуры подключения.

Но правоприменительная трактовка этого запрета беспощадна: в постановлении Президиума ВАС РФ от 04.12.2001 № 3018/01 четко указано, что возможность заключения договора энергоснабжения закон связывает с наличием у абонента энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации.

Нарушение же запрета может обернуться серьезными правовыми последствиями: признанием заключенных сделок недействительными, оспариванием тарифов, доначислением налогов и т.п.

Поэтому, если до момента подключения все же надо как-то оформить отношения, то приемлемым с т.з. профилактики вышеуказанных рисков будет конструкция предварительного договора (ст. 429 ГК РФ). В нем можно указать, что триггером к заключению основного договора энергоснабжения станет факт надлежащего подключения.

Механизм обусловленного исполнения обязательства (327.1 ГК РФ), предусматривающий зависимость его исполнения от реализации подключения, здесь не подойдет, поскольку в законе содержится запрет именно на оформление договора энергоснабжения до момента присоединения.

Комментарии 0

Наверх