20.02.2023

Про обособление ТЭЦ

У крупных энергопредприятий иногда возникает потребность в выделении принадлежащих им ТЭЦ в отдельные юридические лица. Зачастую такие проекты обосновываются тем, что с выделенной ТЭЦ якобы легче:

  • закрыть неэффективную станцию, поскольку так проще показать финансовый результат от работы ТЭЦ и обосновать ее экономическую несостоятельность;
  • снизить финансовые риски, связанные с возможным применением оборотных штрафов, поскольку их размер напрямую зависит от выручки организации;
  • получить экономически обоснованные тарифы, преодолевая в т.ч. "перекрестку" и т.п.

В общем, во главу угла ставится исключительно фактор денег. И это может быть выгодно конкретным топ-менеджерам, которые стремятся к выполнению своих КПЭ. 

Но тут важно помнить, что задача обособления ТЭЦ сложна и требует мобилизации усилий компании, как минимум, в части:

— Отношений с контрагентами – инвентаризация действующих договоров и обязательств (в т.ч. на рынках электро- и теплоэнергии), проведение договорной кампании для передачи прав и обязанностей по действующим контрактам.

— Тарифного регулирования – оценка возможных экономических последствий для потребителей, корректировка/получение тарифов, корректировка/утверждение инвестпрограммы.

— Обретения различных статусов – получение/утрата статуса субъекта ОРЭМ, статуса ЕТО.

— Оформления разрешительной документации – переоформление/получение лицензий, разрешительных документов в области промышленной безопасности, безопасности ГТС, в области экологии.

— Трудовых отношений – перевод, наем/увольнение персонала.

— Имущественных отношений – предварительная инвентаризация и выявление обременений/ограничений прав на имущество ТЭЦ, оформление/постановка выявленного имущества на баланс, передача прав на имущество, в т.ч. на земельные участки.

— Вопросов интеллектуальной собственности – инвентаризация прав на использование программного обеспечения ТЭЦ, переоформление/получение прав.

— Взаимодействия с регуляторами – информирование о предстоящем проекте органов и организаций, вовлеченных в регулирование/контроль операционной деятельности владельца ТЭЦ (орган местного самоуправления, РЭК, СО ЕЭС России, Минэнерго России, Ростехнадзор и др.).

А это всё – отдельные вызовы со своими проблемами и издержками.

Поэтому очень важно, чтобы при оценке перспективности проекта в расчет брался не только сиюминутный экономический эффект, но и все потенциальные вложения и риски (юридические, финансовые, GR и др.), с которыми компания может столкнуться как на этапе выделения ТЭЦ, так и в перспективе.

Комментарии 0

Наверх