С недавних пор в ст. 6 Закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ включена норма, которая предусматривает запрет совмещения майнинга криптовалюты и производства электроэнергии.
"... Юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям запрещается совмещать осуществление майнинга цифровой валюты с деятельностью по передаче электрической энергии, деятельностью по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, деятельностью по производству или купле-продаже электрической энергии".
И если исходить из буквального прочтения ст. 6, то такой запрет является абсолютным. Т.е. он, вроде как, применим к любому производителю электроэнергии, не важно, производит тот энергию только для себя или еще и для продажи.
Но такое восприятие нормы вряд ли корректно. Ведь вполне возможно, что запрет на совмещение обусловлен, например, энергоемким характером майнинга, а значит вводился для предотвращения энергодефицита в системе.
В этой логике реализация майнинга лицом, которое производит энергию только для себя, как раз способствует профилактике энергодефицита. Следовательно, майнинг на энергоисточнике такого лица не является чем-то предосудительным.
В общем понятно, что границы применения нормы ст. 6 Закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ определяются ее целями. Но о реальных целях можно только догадываться, поскольку они нигде не раскрыты.
А значит инициаторы нормы должны либо разъяснить ее суть, либо уточнить ее содержание. До этого момента производство электроэнергии и одновременный майнинг будут находиться в зоне повышенных юридических рисков.
И несмотря на то, что ответственность за несоблюдение запрета еще не определена, потенциальное нарушение может дестимулировать майнера к использованию собственного энергоисточника. А это, напротив, будет препятствовать профилактике энергодефицита (если конечно норма ст. 6 Закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ преследует именно такую цель).