28.05.2023
Проверка деятельности РЭКов
Результаты тарифного контроля показывают, что ФАС сконцентрирована в основном на выявлении якобы необоснованного роста тарифов и на защите интересов потребителей. Об этом свидетельствуют чуть ли не ежедневные анонсы Службы (см., например,
последний).
В итоге эффективность ФАС определяется количеством отмененных тарифов или исключением из них тех или иных сумм. Хотя по смыслу закона, выраженному в т.ч. и в полномочиях Службы, контроль нужен не для защиты какой-то отдельной категории лиц, а для обеспечения сбалансированного интереса всех субъектов: потребителей, поставщиков и др.
Соблюдение же такого баланса возможно только при объективной оценке тарифов, которые ввиду их некорректного формирования могут быть занижены или завышены. Но заниженные тарифы ФАС не интересуют.
В этом – принципиальное отличие фактической работы ФАС от того, чем Служба должна заниматься, проверяя РЭКи. Целеполагание определяет результат. А оно у ФАС искажено: вместо стремления к тотальной обоснованности тарифов Служба увлечена их снижением.
Но это не значит, что завышенные тарифы – норма и их надо игнорировать. Речь лишь о том, что с т.з. обеспечения баланса общих интересов любая крайность губительна.
В тарифном контроле не должно быть таких диспропорций. ФАСу нужно что-то менять.