В деятельности потребителей электроэнергии, использующих исключительно почасовые приборы учета (и к сетям которых присоединены транзитные потребители, использующие интегральные приборы учета), возникает следующий вопрос: как распределять по часам суток объемы потребления «транзитников» (учтенные интегральными приборами учета) в целях дальнейшего вычитания этих объемов из общего объема поставки электроэнергии основному (крупному) потребителю.
Порядок распределения объемов потребления для такой ситуации законодательством не регламентирован. При этом стороны (продавец и основной потребитель) зачастую забывают урегулировать этот вопрос в договоре купли-продажи энергии.
Как быть в этом случае?
Полагаем, что устранить пробел можно, применив по аналогии закона к отношениям сторон абзац 2 пункта 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения № 442).
Абзац 2 пункта 144, в частности, устанавливает порядок распределения (по часам суток) показаний интегральных приборов учета, которыми оборудована часть точек поставки потребителя, обязанного рассчитываться по почасовым приборам учета.
В этом случае высчитывается доля потребления за конкретный час суток по всем почасовым приборам учета потребителя в общем объеме потребления за весь расчетный период, определенный по почасовым приборам учета.
Данная доля применяется к объему (за расчетный период), определенному по показаниям интегральных приборов учета данного потребителя.
Полученное значение принимается за объем потребления по точкам поставки, оборудованным интегральными приборами учета, в соответствующий час.
Норма абзаца 2 пункта 144 хоть и регламентирует вопросы приборного учета в точках поставки самого потребителя, но по аналогии закона может быть применена и в отношении транзитных потребителей.
Соответственно, в этом случае указанная в абзаце 2 пункта 144 доля, применяемая к показаниям интегральных приборов учета транзитных потребителей, должна определяться исходя из показаний почасовых приборов учета транзитных потребителей, но не основного потребителя.
Допустимость распространения абзаца 2 пункта 144 по аналогии закона на транзитных потребителей подтверждается судебной практикой, в частности, судебными актами по делам №№ А70-14070/2015, А70-15334/2015.
Так, в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.08.2016 № Ф04-4050/2016 по делу № А70-15334/2015 суд пришел к следующим выводам:
«Поскольку положения указанной правовой нормы (пункт 143 Основных положений № 442) регулируют требования к установке почасовых приборов учета только в отношении точек поставки самого потребителя (покупателя) и исключительно в пределах границ балансовой принадлежности потребителя (покупателя), то в отсутствие интервальных приборов учета "на выходе из сети" возможность определения объема собственного потребления электрической энергии (мощности) потребителем по показаниям приборов учета отсутствует.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, случай исключения объема потребления электрической энергии (мощности) транзитных потребителей, имеющих на границе балансовой принадлежности интегральные приборы учета, из совокупного объема потребления электрической энергии (мощности) потребителя, определяемого на основании показаний интервального прибора учета, через который осуществляется транзит, не урегулирован нормами Основных положений № 442.
Вместе с тем, сторонами не согласован порядок определения почасового объема потребленной прочими потребителями продавца электрической энергии (мощности) и в заключенном ими договоре № 10054.
С учетом изложенного следует признать правильным вывод суда о том, что примененный истцом подход к расчету мощности в соответствии с пунктом 143 Основных положений № 442 является в данном случае единственно возможным, поскольку оснований для освобождения потребителя от оплаты поставленной ему электрической энергии (мощности) законодательством не предусмотрено».
Справка: судебные акты по вышеуказанным делам изданы с учетом ранее действующей редакции Основных положений № 442, согласно которой порядок распределения был установлен пунктом 143. В актуальной же редакции Основных положений № 442 аналогичная норма содержится в абзаце 2 пункта 144.
Таким образом до момента устранения пробела на уровне норм Основных положений № 442, или же до момента изменения вектора развития правоприменения мы считаем возможным руководствоваться выводами, приведенными в вышеуказанной судебной практике.