30.01.2021

Строительство тепловых сетей заявителем в отношениях по подключению. Юридический аспект

Строительство сети заявителем в рамках тезприсоединения
 
Строительство тепловых сетей силами заявителя, которое реализуется им в отношениях по подключению за пределами зоны его "ответственности", является весьма распространенной практикой. Как правило, это связано с необходимостью оперативного подключения объекта заявителя к сетям инженерно-технического обеспечения. В этом случае заявитель строит участок тепловой сети сам, т.е. делает это вместо исполнителя (теплоснабжающей организации).
 
Закон допускает такое строительство. В силу пункта 34 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утв. постановлением Правительства РФ от 05.07.2018 № 787 (далее – Правила 787), заявитель вправе осуществить мероприятия (в том числе технические) по подключению за границами принадлежащего ему земельного участка, а в случае подключения многоквартирного дома – за пределами сетей инженерно-технического обеспечения дома при условии согласования таких действий (в том числе технической документации) с исполнителем.
 
При этом в указанный договор должны быть в том числе включены положения, предусматривающие:
  • обязанность заявителя согласовать с исполнителем проектную документацию;
  • обязанность заявителя передать исполнителю в собственность объект теплоснабжения, созданный в результате проведения работ, определенных договором;
  • обязанность исполнителя принять такой объект и оформить на него право собственности.
Вместе с тем законодательство не дает четких ответов на следующие важные вопросы
  • должен ли заявитель в случае самостоятельного строительства сети вносить исполнителю плату за подключение. И если должен, то в каком размере;
  • кому принадлежит построенная заявителем сеть и какова ее дальнейшая юридическая судьба;
  • какой конкретно вариант оформления отношений заявителя и исполнителя (при самостоятельном строительстве сети заявителем) будет корректным. 
Давайте разбираться. 
 

ВОЗМЕЗДНОСТЬ ОТНОШЕНИЙ ПО ПОДКЛЮЧЕНИЮ

Согласно ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) потребители тепловой энергии, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, заключают договоры о подключении к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение.
 
Пунктами 8, 9 ст. 14 Закона о теплоснабжении также предусмотрено, что:
  • плата за подключение устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения; 
  • в случае отсутствия технической возможности подключения плата за подключение для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке.
В силу п. 31 Правил № 787 одним из существенных условий договора на подключение является размер платы за подключение.
 
Таким образом, совокупность данных положений свидетельствует о возмездности отношений по подключению. 
 

ПЛАТА ЗА ПОДКЛЮЧЕНИЕ ПРИ САМОСТОЯТЕЛЬНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ СЕТИ ЗАЯВИТЕЛЕМ

Законодательство не содержит норм, которые освобождали бы заявителя от внесения платы  за подключение (или хотя бы от внесения ее части) в случае самостоятельного строительства сети. В совокупности с вышеприведенным выводом это может свидетельствовать об обязательности внесения заявителем платы за подключение, причем в полном размере.
 
Дополнительным свидетельством тому может быть также и то, что с изданием Правил № 787 из п. 11 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 (далее – Правила № 83), была исключена норма, согласно которой, если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.
 
Более того, с изданием Правил № 787 нормы Правил № 83 теперь в принципе не распространяются на отношения по подключению к сетям теплоснабжения.
 

ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ПОСТРОЕННОЙ СЕТИ И ЕЕ ДАЛЬНЕЙШАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ СУДЬБА

Учитывая, что Правила № 787 не определяют принадлежность построенной сети той или иной стороне отношений по подключению, логично предположить, что в силу п. 1 ст. 218 ГК РФ сеть принадлежит заявителю (т.е. лицу, которое ее построило).
 
При этом, как уже указывалось выше, в случае самостоятельного строительства сети заявителем, стороны заключают договор о передаче сети исполнителю.
 
Но при этом нигде не уточняется, о каком конкретно договоре идет речь и на каких условиях (возмездно или безвозмездно) сеть должна быть передана исполнителю. Также не ясно, является ли этот договор обязательным к заключению сторонами или нет.
 
Таким образом гипотетически возможна ситуация, при которой:
  • собственником сети останется заявитель, который самостоятельно построил сеть;
  • собственником сети станет исполнитель, получив ее как по возмездному (например, купля продажа), так и по безвозмездному (например, дарение) договору.
Но здесь следует учитывать сформулированный в законодательстве запрет на дарение между коммерческими организациями (п. 1 ст. 575 ГК РФ), что делает вариант с безвозмездной передачей сети в собственность исполнителя наименее вероятным. 
 

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Недостатки регулирования формируют неопределенность и риски для сторон отношений подключения как в плоскости учета имущества (не понятно, кому принадлежит построенная сеть, когда и как ее следует передавать), так и в области налогообложения (не понятно, кто и за какой период должен платить налог на имущество).
 
Кроме того на стороне теплоснабжающей организации существует проблема обоснования расходов, связанных с обслуживанием сети, которые она могла бы включить в свой тариф на тепловую энергию.
 
Также недостатки регулирования могут привести к легализации ситуации, при которой заявитель должен будет по сути дважды заплатить за подключение: первый раз – построив сеть за свой счет, второй раз – заплатив исполнителю за подключение, которое в общем-то им и не производилось. Ну и уж совсем странно будет выглядеть в этом случае еще и безвозмездная передача построенной сети исполнителю.
 
Но данная проблема является, на наш взгляд, решаемой. Выход, в частности, видится в заблаговременной (до начала строительства сети заявителем) реализации сторонами одной из следующих конструкций:
 
(1) Заключение между сторонами договора строительного подряда (ст. 740 ГК РФ), по которому исполнитель привлечет заказчика в качестве подрядчика для строительства сети.
 
В этом случае заказчик построит сеть уже не по собственной инициативе, а по заказу исполнителя. Таким образом у заказчика возникнет четкое правовое основание для передачи построенной сети в собственность исполнителя (договор подряда), а у исполнителя возникнет обязательство перед заказчиком оплатить строительство сети.
 
В результате обязательство заказчика по внесению платы за подключение исполнителю может быть полностью или частично прекращено зачетом встречного однородного требования к исполнителю об оплате строительства сети.
   
(2) Заключение между сторонами договора купли-продажи будущей вещи (п. 2 ст. 455 ГК РФ), по которому исполнитель примет на себя обязательство приобрести у заказчика построенную им сеть после того, как сеть будет введена в эксплуатацию.
 
На наш взгляд, преимущества данной сделки для сторон аналогичны преимуществам подрядной сделки, поэтому ни одна из конструкций не может быть выделена в качестве приоритетной.
 
Таким образом указанные договоры позволят справедливо урегулировать финансовый аспект взаимоотношений сторон, исключат неосновательное обогащение исполнителя, и обеспечат более четкие ориентиры для учета имущества и налогообложения.
 
Мы также обращаем особое внимание на целесообразность именно заблаговременного заключения данных сделок (до начала строительства сети), т.к. это позволит сторонам минимизировать риск признания указанных сделок мнимыми (п. 1 ст. 170 ГК РФ).
 

Наверх