19.03.2021

Типовой договор водоснабжения. Правовые аспекты применения

 

Типовые договоры водоснабжения. Правовые аспекты применения

В материале приведена оценка обязательности применения типовой формы договора холодного водоснабжения и договора горячего водоснабжения.

Договоры холодного и горячего водоснабжения заключаются в соответствии с типовым договором горячего водоснабжения и типовым договором холодного водоснабжения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Это следует из части 8 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 4 Закона о водоснабжении Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению типовых договоров горячего и холодного водоснабжения.

На основании данных норм Правительство Российской Федерации издало: 

  • постановление от 29.07.2013 № 643, которым утвержден типовой договор горячего водоснабжения;
  • постановление от 29.07.2013 № 645, которым утвержден типовой договор холодного водоснабжения.

При этом как указал Верховный Суд Российской Федерации в своем определении от 14.04.2016 по делу № 305-ЭС15-17734 (А41-80743/2014) применительно к холодному водоснабжению:

  • типовой договор холодного водоснабжения обязателен для сторон при исполнении публичного договора;
  • условия договора водоснабжения, не соответствующие типовому договору, ничтожны (пункт 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу отсутствия у горячего водоснабжения какой-либо регуляторной специфики, выработанная Верховным Судом РФ идеология, скорее всего, применима и к отношениям по горячему водоснабжению.

Допустимость изменения типового договора

Но что следует понимать под «соответствием» заключаемого договора типовой форме: такая форма должна быть дословно воспроизведена в заключаемом договоре, или отклонение от типовой формы все же допускается (например, при необходимости дополнения договора обоюдовыгодными для сторон условиями)?

К сожалению, закон не дает прямого ответа на этот вопрос.

Но мы полагаем, что в силу принципа свободы договора (пункт 2 статьи 1, статья 421 ГК РФ) стороны все же вправе своим соглашением дополнить типовую форму необходимыми условиями. 

Важно только, чтобы такие условия не противоречили условиям типовой формы и, соответственно, требованиям закона. 

По этой причине, например, изменить конкретные условия типового договора вряд ли получится. Такое изменение будет прямо противоречить типовой форме и, скорее всего, будет признано незаконным.

Но это лишь наши гипотезы, которые еще не нашли четкого отражения в судебной практике, в связи с чем следует учитывать высокую вероятность альтернативных подходов правоприменительных органов к оценке допустимости трансформации типовых форм.

Применимость типовых договоров в ресурсоснабжении

Открытым также остается вопрос применимости типовых форм к отношениям ресурсоснабжения, возникающим между исполнителями коммунальных услуг (далее – ИКУ) и ресурсоснабжающими организациями (далее – РСО).

Здесь, на наш взгляд, следует исходить из следующих ориентиров.

Отношения по горячему водоснабжению, осуществляемому с использованием закрытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются Правилами горячего водоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 642 (далее – Правила № 642).

Отношения по холодному водоснабжению регламентированы Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644).

К отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению, с оплатой таких услуг, положения Закона о водоснабжении применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами (часть 5 статьи 1 Закона о водоснабжении). 

При этом согласно пункту 1 Правил № 642 и пункту 1 Правил № 644 нормы указанных документов не распространяются на отношения между собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и исполнителями коммунальных услуг.

Такие отношения регулируются жилищным законодательством, а именно Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и принятыми в его развитие подзаконными актами.

Для реализации части 1 статьи 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее — Правила № 124).

Пунктом 17 Правил № 124 установлены существенные условия договора ресурсоснабжения (в том числе холодного и горячего водоснабжения) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальных услуг и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме. Кроме того, Правилами № 124 определены иные условия и требования, которые необходимо учитывать при заключении и исполнении договора ресурсоснабжения. 

В связи с этим при заключении РСО и ИКУ договоров водоснабжения в целях предоставления коммунальных услуг и (или) в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать специальные условия, предусмотренные Правилами № 124.

Следует принять во внимание и тот факт, что эти условия не учтены в утвержденных Правительством Российской Федерации типовых форах договоров холодного и горячего водоснабжения.

При таких обстоятельствах мы полагаем, что типовые формы договоров горячего и холодного водоснабжения подлежат применению к отношениям ресурсоснабжения лишь в части, не противоречащей специальным требованиям, предусмотренным Правилами № 124.

 

Наверх