В материале рассмотрена проблема возможного отказа «энергетиков» от установки интервальных (почасовых) приборов учета, предложен вариант ее решения в правовой плоскости.
По новым правилам обязанность обеспечить коммерческий учет электроэнергии возлагается на гарантирующих поставщиков (далее – ГП) и сетевые организации (далее – СО).
Данная обязанность возникает при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении межповерочного интервала прибора учета (ПУ), используемого для коммерческого учета, а также в процессе технологического присоединения (абз. 2, 3 п. 136 Основных положений № 442).
В иных случаях СО и ГП вправе осуществлять установку, замену приборов учета за отдельную плату (абз. 13 п. 136 Основных положений № 442).
Но при этом порядок действий потребителя по установке (замене) и вводу в эксплуатацию приборов учета предусмотрен только в отношении группы точек поставки на оптовом рынке электроэнергии и мощности (далее – ОРЭМ) (п. 145 Основных положений № 442). В отношении иных точек поставки порядок действий потребителя не урегулирован.
В связи с этим возникает неопределенность в части того, как должен действовать розничный потребитель, если он намерен, например, поменять интегральный прибор учета на интервальный (почасовой). Вправе ли СО или ГП отказать ему в такой замене?
Ведь при получении запроса от потребителя на установку (замену) прибора обязанность у СО или ГП предпринять действия по его установке или замене вроде как не возникает, поскольку вышеуказанные обстоятельства, предусмотренные абз. 2, 3 п. 136 Основных положений № 442, формально не наступили.
Попытаемся разобраться в этом вопросе.
В абз. 10 п. 5 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) закреплена обязанность субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии (мощности) и иных владельцев приборов учета не препятствовать обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности).
Пункт 40 Основных положений № 442 относит право выбора ценовой категории, условий почасового планирования потребления электрической энергии к существенным условиям договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электроэнергии и мощности). Право выбора ценовой категории предусмотрено также в п. 97 Основных положений № 442.
При этом условием выбора ценовой категории (с третьей по шестую) является оборудование энергопринимающих устройств почасовыми приборами учета.
Соответственно, уклонение или отказ в рассмотрении обращения потребителя о замене интегрального прибора учета на почасовой прибор препятствует реализации права потребителя на выбор ценовой категории (с третьей по шестую).
На этом основании мы полагаем, что СО (ГП) все-таки обязана рассмотреть такой запрос и установить (заменить) прибор учета.
При выборе порядка взаимодействия между потребителем и СО (ГП) можно руководствоваться следующим.
В силу п. 1 ст. 2 Закона об электроэнергетике отношения энергоснабжения регулируются в т.ч. нормами ГК РФ.
В свою очередь согласно п. 1 ст. 6 ГК РФ в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В данном случае наиболее подходящим, на наш взгляд, является порядок, закрепленный в п. 152 ОПФРР № 442, – он регулирует вопросы установки приборов учета в отношении энергопринимающих устройств, по которым зарегистрирована ГТП на ОРЭМ. Мы полагаем, что именно его и следует применять по аналогии закона.
Соответственно вышеуказанное обоснование можно использовать при оспаривании возможного отказа СО (ГП) в установке (замене) прибора учета по заявке потребителя.