03.03.2021

Установка интервальных (почасовых) приборов учета по заявке потребителя

 

Установка интервальных (почасовых) приборов учета по заявке потребителя

В материале рассмотрена проблема возможного отказа «энергетиков» от установки интервальных (почасовых) приборов учета, предложен вариант ее решения в правовой плоскости.

С 01 июля 2020 г. применяются новые правила учета электрической энергии в редакции постановления Правительства РФ от 18.04.2020 № 554. Данным постановлением полностью обновлен раздел X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения № 442), регулирующий правила организации учета электрической энергии на розничных рынках.

По новым правилам обязанность обеспечить коммерческий учет электроэнергии возлагается на гарантирующих поставщиков (далее – ГП) и сетевые организации (далее – СО). 

Данная обязанность возникает при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении межповерочного интервала прибора учета (ПУ), используемого для коммерческого учета, а также в процессе технологического присоединения (абз. 2, 3 п. 136 Основных положений № 442).

В иных случаях СО и ГП вправе осуществлять установку, замену приборов учета за отдельную плату (абз. 13 п. 136 Основных положений № 442).

Но при этом порядок действий потребителя по установке (замене) и вводу в эксплуатацию приборов учета предусмотрен только в отношении группы точек поставки на оптовом рынке электроэнергии и мощности (далее – ОРЭМ) (п. 145 Основных положений № 442). В отношении иных точек поставки порядок действий потребителя не урегулирован.

В связи с этим возникает неопределенность в части того, как должен действовать розничный потребитель, если он намерен, например, поменять интегральный прибор учета на интервальный (почасовой). Вправе ли СО или ГП отказать ему в такой замене? 

Ведь при получении запроса от потребителя на установку (замену) прибора обязанность у СО или ГП предпринять действия по его установке или замене вроде как не возникает, поскольку вышеуказанные обстоятельства, предусмотренные абз. 2, 3 п. 136 Основных положений № 442, формально не наступили.

Попытаемся разобраться в этом вопросе.

Обязанность СО или ГП установить интервальный (почасовой) прибор учета

В абз. 10 п. 5 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) закреплена обязанность субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии (мощности) и иных владельцев приборов учета не препятствовать обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности).

Пункт 40 Основных положений № 442 относит право выбора ценовой категории, условий почасового планирования потребления электрической энергии к существенным условиям договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электроэнергии и мощности). Право выбора ценовой категории предусмотрено также в п. 97 Основных положений № 442.

При этом условием выбора ценовой категории (с третьей по шестую) является оборудование энергопринимающих устройств почасовыми приборами учета.

Соответственно, уклонение или отказ в рассмотрении обращения потребителя о замене интегрального прибора учета на почасовой прибор препятствует реализации права потребителя на выбор ценовой категории (с третьей по шестую).

На этом основании мы полагаем, что СО (ГП) все-таки обязана рассмотреть такой запрос и установить (заменить) прибор учета.

Применимый порядок установки или замены интервального (почасового) прибора учета

При выборе порядка взаимодействия между потребителем и СО (ГП) можно руководствоваться следующим.

В силу п. 1 ст. 2 Закона об электроэнергетике отношения энергоснабжения регулируются в т.ч. нормами ГК РФ.

В свою очередь согласно п. 1 ст. 6 ГК РФ в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

В данном случае наиболее подходящим, на наш взгляд, является порядок, закрепленный в п. 152 ОПФРР № 442, – он регулирует вопросы установки приборов учета в отношении энергопринимающих устройств, по которым зарегистрирована ГТП на ОРЭМ. Мы полагаем, что именно его и следует применять по аналогии закона.

Соответственно вышеуказанное обоснование можно использовать при оспаривании возможного отказа СО (ГП) в установке (замене) прибора учета по заявке потребителя. 

 

 

Комментарии 0

Наверх