16.04.2021

Установление охранных зон электросетей. Ключевые вопросы

Установление охранных зон электросетей. Ключевые вопросы

1. Чем регулируется порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства

Порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 160 (далее – Правила № 160);
  • Порядок согласования Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства, утвержденный приказом Ростехнадзора от 17.01.2013 г. № 9 (далее – Порядок № 9).

2. Различие в порядке установления охранных зон в зависимости от даты ввода объекта электросетевого хозяйства в эксплуатацию

Различается порядок установления охранных зон:

1) для объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу Правил № 160 (т.е. до 17.03.2009).

Согласование границ охранных зон в отношении таких объектов с органами Ростехнадзора не требуется (п. 3 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 736, абз. 3 п. 2 постановления Правительства РФ от 24.02.2009 № 160). Сетевая организация самостоятельно обращается в Росреестр с заявлением об установлении границ охранных зон;

2) для объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию после даты вступления в силу Правил № 160 (т.е. после 17.03.2009). 

В этом случае требуется согласование границ охранной зоны с Ростехнадзором в порядке, установленном разделом II Правил № 160, а также Порядком № 9. Ростехнадзор после согласования границ направляет в Росреестр полученные от заявителя сведения, на основании которых Росреестр принимает решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны.

Взимание платы за установление границ охранной зоны законодательством не предусмотрено. 

3. Сроки предоставления сведений о границах охранной зоны объекта электросетевого хозяйства

Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 736 установлена обязанность организаций, владеющих объектами электросетевого хозяйства, введенными в эксплуатацию до даты вступления в силу Правил № 160 (17.03.2009), представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, сведения о границах охранных зон таких объектов электросетевого хозяйства – до 01.01.2015.

В письме Минэкономразвития от 27.11.2017 № Д23и-6764 содержатся следующие разъяснения:

«… полагаем необходимым отметить, что Закон о регистрации, предусматривающий ведение ЕГРН, вступил в силу с 1 января 2017 г., при этом Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в части ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ в части ведения ГКН признаны утратившими силу.

Согласно части 6 статьи 72 Закона о регистрации со дня вступления в силу Закона о регистрации сведения ЕГРП и сведения ГКН считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения.

Учитывая требования части 2 статьи 5 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", сведения о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства подлежат внесению в ЕГРН в порядке, установленном Постановлением № 736, до 1 января 2022 года».

Законодательство не устанавливает сроки установления охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию после 17.03.2009.

В свою очередь, КоАП РФ не предусматривает специального состава правонарушении за неустановление охранных зон объектов электросетевого хозяйства. 

Единственное, при обнаружении (в ходе проверки) факта отсутствия охранной зоны Ростехнадзор может выдать предписание на устранение нарушения Правил № 160 (см., например, судебные акты по делам №№ А49-3857/2012, А70-2449/2015). При этом невыполнение предписания в срок может повлечь за собой привлечение к предусмотренной ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ административной ответственности в форме:

  • штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификации на срок до трех лет; 
  • штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. На ком лежит обязанность по оформлению охранной зоны объекта электросетевого хозяйства

Согласно пункту 6 Правил № 160 границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании.

В письме Минэкономразвития от 25.03.2016 № 19-00457/16 указано следующее:

«Полагаем, что до внесения изменений в правила установления охранных зон в части необходимости принятия акта органа государственной власти или местного самоуправления об установлении соответствующей зоны, учитывая позицию Минэкономразвития России, изложенную в письме от 17.12.2009 № 22066-ИМ/Д23, документы, необходимые для внесения сведений о рассматриваемых охранных зонах в орган кадастрового учета могут предоставить заинтересованные лица, такие как:

правообладатели объектов недвижимости, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются соответствующие зоны;

арендаторы соответствующего объекта недвижимости (при наличии соответствующей доверенности, делегирующей именно такие полномочия)».

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минэкономразвития России от 17.12.2009 № 22066-ИМ/Д23, от 04.05.2011 № Д23-1867 и от 01.11.2013 № Д23и-5332.

При этом судебная практика исходит из того, что лицом, обязанным устанавливать охранную зону в отношении объектов электросетевого хозяйства, является их владелец. 

Постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.05.2016 № Ф04-1136/2016 по делу № А70-7766/2015, от 29.03.2016 № Ф04-539/2016 по делу № А70-7768/2015

«Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, руководствуясь положениями вышеуказанных норм, учитывая, что одним из условий договоров аренды является содержание арендатором имущества, указанного в пункте 2.1 договоров, в соответствии со всеми отраслевыми нормами и правилами, действующими в отношении его вида деятельности и целевого назначения арендуемого имущества (пункт 4.4.5 договоров аренды), и что в отношении объектов муниципального электросетевого имущества, переданных обществу по договорам аренды, не установлены охранные зоны, предусмотренные пунктами 5 Правил установления охранных зон, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что обязанность по определению охранной зоны в отношении арендуемых по договорам аренды муниципального электросетевого имущества объектов электросетевого хозяйства лежит именно на ответчике, как на сетевой организации, использующей имущество на законных основаниях в целях организации электроснабжения в границах городского округа город Тюмень в соответствии с принятыми нормами эксплуатации». 

Определение Верховного Суда РФ от 18.10.2016 №304-ЭС16-10866 по делу № А70-7766/2015

«Разрешая заявленные требования, суды, руководствуясь статьями 606, 612, 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 160, Постановлением Правительства РФ № 736, учитывая положения пунктов 4.4.5 договоров аренды, пришли к выводу о том, что ответчик как арендатор имущества, являющийся сетевой организацией, обязан соблюдать требования всех отраслевых норм и правил, действующих в отношении его вида деятельности и целевого назначения арендуемого им имущества, принимать меры по ликвидации ситуаций, ставящих под угрозу имущество, как организация, осуществляющая профессиональную деятельность на рынке электроэнергетики, так и как арендатор имущества на основании положений пунктов 4.4.5 договоров аренды.

Судами дополнительно учтено, что поскольку на момент принятия имущества в аренду, ответчик, имевший возможность заявить возражения относительно недостатков имущества по мотиву отсутствия определенных охранных зон, данных замечаний к имуществу не предъявил, риски несовершения указанного действия, в силу положений пункта 2 статьи 612 ГК РФ, относятся на арендатора».

В свою очередь, в письме Минэкономразвития от 01.11.2013 № Д23и-5332 даны следующие разъяснения:

«… по мнению Департамента недвижимости, вышеуказанными нормативными актами предусмотрена возможность установления границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства и подачи заявления о внесении сведений о данных зонах в государственный кадастр недвижимости как собственниками таких объектов, так и лицами, владеющими ими на ином законном основании, в том числе на праве аренды.

Поскольку конкретное лицо, ответственное за исполнение указанных обязанностей в случае передачи объекта электросетевого хозяйства в аренду, законодательно не определено, Департамент недвижимости считает, что данный вопрос может быть разрешен при заключении договора аренды или иного соглашения между собственником такого объекта и его арендатором». 

5. Применительно к каким объектам электросетевого хозяйства устанавливается охранная зона

Согласно пункту 3 Правил № 160 охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению. 

Из буквального толкования пункта 3 следует, что охранные зоны должны быть установлены в отношении любых объектов электросетевого хозяйства, независимо от наличия статуса недвижимого имущества, включения в какие-либо публичные реестры или внесения в какие-либо карты, включая кадастровую карту.

В частности, в письме Минэкономразвития от 14.08.2015 № 09-01219/15@ содержится следующий вывод:

«Согласно Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 (далее – Правила № 160):

охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон;

охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

Учитывая, что в рассматриваемом случае внесению в ГКН подлежат сведения именно об охранной зоне (а не об объекте, в связи с которым она установлена), полагаем, что вне зависимости от того, к какому виду имущества относится объект (недвижимому или движимому), сведения о такой зоне подлежат внесению в ГКН».

6. В какой момент возникает охранная зона объекта электросетевого хозяйства

Исходя из судебной практики, охранная зона вокруг объектов электросетевого хозяйства возникает в силу закона, а процедура ее установления направлена лишь на фиксацию границ охранной зоны.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.10.2019 № Ф05-16646/2019 по делу № А40-4620/2018:

«Как обоснованно отмечено судами, внесение в государственную информационную систему сведений об охранной зоне линейного объекта является фиксацией границ такой зоны, а не фактом ее установления. Охранная зона считается установленной в силу нормы права и независимо от наличия сведений о такой зоне в государственной информационной системе». 

7. Что нужно для оформления охранной зоны объекта электросетевого имущества

Перечень документов, который подается в Ростехнадзор для согласования границ охранных зон, установлен пунктом 9 Порядка № 9.

В данный перечень включены следующие документы:

  • опись документов по прилагаемой форме согласно приложение № 2 к Порядку № 9;
  • информация о технических характеристиках объекта электросетевого хозяйства, в отношении которого устанавливается охранная зона, по форме согласно приложению № 3 к Порядку № 9;
  • сведения, подтверждающие наличие записи о государственной регистрации прав на объект недвижимости (в случае если такие права не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, представляются копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание владения объектом электросетевого хозяйства);
  • подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек границ таких зон (в виде электронного документа в формате XML, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего их лица);
  • документ на бумажном носителе, который визуально воспроизводит вышеуказанные сведения о границе охранной зоны и на графической части которого красными сплошными линиями нанесены такие границы.

Данный перечень документов является исчерпывающим, Ростехнадзор не вправе требовать иные сведения и документы, помимо указанных в п. 9 Порядка № 9 (п. 11 Порядка № 9).

По поводу правоустанавливающих документов в отношении объектов электросетевого хозяйства, не обладающих статусом недвижимого имущества, необходимо упомянуть следующие разъяснения.

В письме Минэкономразвития от 14.08.2015 № 09-01219/15@ указано:

«…справка о балансовой стоимости является бухгалтерским документом, подтверждающим нахождение объекта электросетевого хозяйства на балансе у сетевой организации, и не является правоустанавливающим документом».

В письме Минэкономразвития от 22.03.2019 № 19-02866-ВС/19 содержится аналогичная позиция:

«…до утверждения Правительством Российской Федерации в установленном порядке Положения об охранных зонах объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) балансовые справки или инвентарные карточки учета объекта основных средств, полагаем, не могут рассматриваться филиалами ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъектам Российской Федерации в качестве документов, подтверждающих права сетевых организаций на объекты электросетевого хозяйства, при внесении в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений об охранных зонах объектов электросетевого хозяйства».

Полагаем, что в случае предоставления документов об установлении границ охранных зон в отношении объектов, переданных по договору аренды движимого имущества, в качестве правоустанавливающих документов необходимо предоставлять копии договоров аренды и документов, подтверждающих фактическую передачу арендуемого имущества арендатору (акты приема-передачи имущества и т.д.).

По поводу текстового и графического описания местоположения границ охранной зоны, перечня координат характерных точек границ таких зон необходимо отметить следующее.

Формы графического описания местоположения границ зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ зон с особыми условиями использования территории, а также требования к их заполнению утверждены приказом Минэкономразвития России от 23.11.2018 № 650.

Согласно пункту 3 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.07.2009 № 621, карта (план) объекта землеустройства составляется лицом, обладающим в соответствии с пунктом 6 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации правом выполнения работ по землеустройству, в том числе кадастровым инженером.

В соответствии с п. 6 ст. 69 ЗК РФ юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» не предусмотрена необходимость получать какие-либо специальные разрешения на проведение землеустроительных работ.

В определении ВАС РФ от 20.07.2009 № ВАС -6398/09 по делу № А41-9696/08 содержится следующий вывод:

«Вывод суда апелляционной инстанции о том, что представленные заявителем документы составлены ненадлежащим лицом, необоснован, поскольку в соответствии с пунктом 6 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами. В данном случае в Федеральном законе от 18 июня 2001 г. "О землеустройстве" не установлены какие-либо требования к таким лицам по проведению указанных работ».

Требования к кадастровому инженеру, в том числе обязательное членство в СРО кадастровых инженеров, установлены п. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». 

8. Требуется ли согласование охранной зоны объекта электросетевого хозяйства

При установлении границ охранной зоны в отношении объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до вступления в силу Правил № 160, согласование границ с Ростехнадзором не требуется. Владельцы таких объектов напрямую обращаются в Росреестр с заявлением об установлении границы охранной зоны. 

Судебная практика исходит из того, что решение Ростехнадзора о согласовании границ охранных зон в отношении таких объектов не имеет правовых последствий. 

Так, в постановлении арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.09.2018 № Ф04-3762/2018 по делу № А45-25307/2017 приведен следующий вывод:

«Основанием для признания незаконным решения управления Ростехнадзора явилось отсутствие у последнего правовых оснований для согласования границ охранной зоны, поскольку Правила № 160, предусматривающие необходимость согласования границ таких зон, не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу названных Правил. Суд указал, что такое согласование не имеет правовых последствий, поскольку для установления данной охранной зоны достаточным являлось обращение в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны. При этом, не имеющее правовых последствий решение управления Ростехнадзора послужило основанием для установления кадастровой палатой охранной зоны, что нарушает права ООО "Сибинком" и ООО "Новый мир Комплект" (арендатора земельного участка)».

Аналогичные выводы содержатся в определении Верховного Суда РФ от 05.02.2018 от 05.02.2018 № 304-КГ17-22029 по делу № А27-8713/2016:

«Суды исходили из следующего: согласование границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в законную силу Постановления № 160, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный энергетический надзор, не требуется; для установления охранной зоны организация электросетевого хозяйства должна обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны».

Судебная практика признает обязательным установление Росреестром охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства по обращению лица, которому принадлежат указанные объекты. Установление таких охранных зон не может нарушать права владельцев земельных участков, поскольку направлено на обеспечение безопасного функционирования таких объектов, исключение возможности причинения вреда жизни, здоровью граждан.

Постановление арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.09.2018 № Ф04-3762/2018 по делу № А45-25307/2017

«Отказывая в удовлетворении требований заявителя к кадастровой палате, суд первой инстанции руководствовался положениями пункта 2 статьи 89 ЗК РФ, Правил № 160 и исходил из правомерного внесения кадастровой палатой сведений в ГКН относительно охранной зоны объекта электросетевого хозяйства - линии электропередачи КЛ-10кВ АСБ-3х35 в силу обязательных нормативных требований об установлении таких зон с особыми условиями использования земельных участков по обращению лица, которому принадлежат указанные объекты, и в целях обеспечения их безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации, исключения возможности причинения вреда жизни, здоровью граждан».

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.12.2017 № Ф03-4982/2017 по делу № А24-2004/2017

«Таким образом, на общество, являющееся сетевой организацией и эксплуатирующее объекты электросетевого хозяйства, возложена обязанность по установлению границ охранных зон в отношении таких объектов и обращению с соответствующими заявлениями о внесении в ЕГРН сведений о границах охранных зон. Данной обязанности сетевой организации корреспондирует соответствующая обязанность федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет по внесению в ЕГРН сведений о границах охранных зон.

Как подтверждается материалами дела, обращаясь с заявлениями от 23.12.2016 об осуществлении государственного кадастрового учета охранных зон электросетевого хозяйства, третье лицо, действуя в интересах общества, представило карты (планы) в формате .xml в отношении спорных сооружений и документы, указывающие на принадлежность спорных объектов электросетевого хозяйства обществу. Соответственно в силу положений статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации, Правил № 160 заявитель выполнил возложенную на него указанными нормативными правовыми актами обязанность по представлению данных сведений в орган кадастрового учета.

Однако учреждение фактически уклонилось от внесения представленных сведений об охранных зонах в ЕГРН, сославшись на невозможность сделать вывод о праве общества на спорные объекты электросетевого хозяйства.

Ссылка заявителя кассационной жалобы на отсутствие в его поведении неправомерного бездействия вследствие подготовки письма от 30.01.2017 № 0286 об оставлении представленных документов без исполнения также приводилась в судах и не принята во внимание, поскольку названное решение фактически свидетельствует о немотивированном уклонении органа кадастрового учета от исполнения возложенных на него полномочий, что противоречит указанным выше нормам материального права.

При этом, как обоснованно отметили суды, из буквального толкования статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации и Правил № 160 следует, что границы охранных зон подлежат установлению в отношении всех объектов электросетевого хозяйства в обязательном порядке с целью обеспечения безопасного и безаварийного функционирования электрических сетей, безопасных условий эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, а также во избежание возможного риска причинения вреда для окружающих источниками повышенной опасности, а не установления собственника (правообладателя) объектов электросетевого хозяйства».

Следует отметить, что в письме Минэкономразвития от 09.06.2011 № 11882-ИМ/Д23 содержатся разъяснения, согласно которым при внесении в ГКН сведений о границах охранных зон объектов, введенных в эксплуатацию до вступления в силу Правил № 160 (17.03.2009) такие сведения должны вноситься на основании:

  • Правил охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт, утвержденных постановлением Совмина СССР от 11.09.1972 № 667;
  • Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденных постановлением Совмина СССР от 26.03.1984 № 255.

В письме ФКП ФГБУ «ФКП Росреестра» от 21.07.2020 № 21-6408-АБ/20 содержатся следующие разъяснения.

«При этом с целью соблюдения положений части 12 статьи 26 Закона № 342-ФЗ и обеспечения возможности правообладателей зданий, сооружений, в связи с размещением которых до 1 января 2022 установлены ЗОУИТ, обращаться в орган регистрации прав с заявлением установленной формы для внесения в ЕГРН сведений о границах указанных зон, Росреестр также полагает возможным использовать форму заявления, предусмотренную приложением № 2 к приказу Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. № 920, в которой указывать:

в графе "иные предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения:" реквизита 3.1.1 слова "сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории" (и (или) в соответствующей строке реквизита 3.1.3 указать реквизиты акта (решения) уполномоченного органа об установлении зоны с особыми условиями использования при наличии такого акта);

в реквизите 9 слова: "На основании части 12 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

К указанному заявлению должны быть приложены подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ соответствующей ЗОУИТ, перечень координат характерных точек границ такой зоны, а также документы, подтверждающие право заявителя на здание, сооружение, в связи с размещением которого данная зона установлена.

Форма графического описания местоположения границ ЗОУИТ, требования к точности определения координат характерных точек границ ЗОУИТ, формат электронного документа, содержащего сведения о границах ЗОУИТ утверждены приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2018 г. № 650».

В настоящий момент Приказ Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920 утратил силу. Вместо него действуют формы заявлений, утвержденных приказом Росреестра от 19.08.2020 № П/0310. 

9. Учитываются ли расходы на установление охранных зон в тарифах сетевой организации

В соответствии с подпунктами 2, 10, 11 п. 28 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее по тексту – Основы ценообразования № 1178) в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки включаются:

  • расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг (определяются в соответствии с пунктом 30 настоящего документа);
  • расходы на обеспечение безопасности электрических станций, электрических сетей и других объектов электроэнергетики в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • иные расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, определяемые регулирующим органом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Практика тарифных, антимонопольных и судебных органов исходит из того, что расходы на установление границ охранных зон, в том числе землеустроительные работы, подлежат учету в составе НВВ при утверждении тарифа на услуги по передаче электроэнергии для сетевой организации.

Например, приказом № 1435-д от 16.07.2015 ФСТ частично удовлетворила требования сетевой организации АО ТФ «ВАТТ» о признании незаконным решения Министерства энергетики и тарифной политики республика Мордовия об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Данным приказом были признаны экономически обоснованными и подлежащими учету при расчете необходимой валовой выручки и установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год для АО ТФ «Ватт» в том числе расходы по статье «Оформление охранных зон» - 6892,43 тыс. руб.

В апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2019 № 22-АПА19-3 содержится следующий вывод:

«… поскольку проведение кадастровых и землеустроительных работ по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства является для Общества обязательным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что расходы на проведение названных работ подлежат включению в НВВ на экономически обоснованном уровне». 

При включении в состав НВВ сетевой организации расходов на установление границ охранных зон проверяется их экономическая обоснованность. В частности, проверяется соблюдение сетевой организации требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при расчете данных расходов.

Например, в решении Новосибирского областного суда от 04.06.2018 по делу № 3а-2/2018 указано следующее:

«При обосновании необходимости учета предлагаемых расходов на разработку карты (плана) объекта землеустройства (охранной зоны) административный истец ссылается на статью 89 Земельного кодекса Российской Федерации пункты 5 и 6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160, в соответствии с которым предусмотрена обязательность установления охранных зон для всех объектов электросетевого хозяйства в целях безопасного и безаварийного функционирования объектов электроэнергетики.

ООО «Сибирские электросети» не подтвердило вышеназванные затраты документально, ограничившись представлением в тарифный орган прайс-листов на оказание данных услуг.

В обоснование предлагаемого размера расходов на разработку карты (плана) землеустройства (охранной зоны) были представлены коммерческие предложения от ООО «ЗС» в размере 958,2 тыс. рублей и от «А г» в размере 902,35 тыс. рублей (л.д. 98,99, т. 5).

Исходя из системного толкования положений пункта 28 Основ ценообразования, пункта 24 Правил регулирования и статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» определяющей, что организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, обязаны заключать договоры на приобретение абсолютно всех товаров, работ и услуг исключительно с соблюдением конкурсных процедур, предусмотренных указанным законом, включение в необходимую валовую выручку регулируемой организации расходов на оплату работ (услуг) производственного характера могут быть произведены регулирующим органом только на основании заключенных договоров. Коммерческие предложения к таковым не относятся.

Также ООО «Сибирские электросети» не представило сметные расчёты по земельным участкам, в отношении которых Обществом планировалось в регулируемом периоде установление охранных зон и информацию по проведению закупочных процедур на выполнение этих работ».

Тарифный орган при определении фактических расходов на установление границ охранных зон руководствуется положениями пункта 29 Основы ценообразования № 1178. Например, в решении Кировского областного суда по делу № 3а-46/2019 от 29.11.2019 г. указано следующее:

«ООО «КИРЭС» для включения в необходимую валовую выручку заявлены расходы на проведение работ по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства в размере 300 тыс. руб.. В обоснование необходимых затрат была представлена справка ООО «Юридическое бюро «Земля и право»», из которой следует, что стоимость работ по определению границ охранных зон по объектам согласно перечню составит 300 тыс.руб. (том 2 л.д. 104-106).

Тарифным органом данные расходы приняты в размере 223,37 тыс. руб., поскольку из расчета были исключены те линии электропередач, которые принадлежат ООО «Вятка торф» (строки 1,2,7,9,10,13,14,15,16,18-20,61-63,64-67 Перечня объектов электропередачи 0,4-110 кВ ООО «КИРЭС» с планом графиком для охранной зоны). В связи с непроведением ООО «КИРЭС» торгов стоимость работ определена по ценам, сложившимся на торговой площадке www.rostender.info по тендерам № 36208084, № 36207884, 36209950.

В связи с непроведением ООО «КИРЭС» торгов, стоимость работ определена по ценам, сложившимся на торговой площадке www.rostender.info по тендерам № 36208084, № 36207884, 36209950.

Тарифным органом цена работ по установлению и описанию границ охранных зон, внесение сведений о границах охранных зон в документы государственного кадастрового учета для ВЛ и КЛ была определена в размере 5 810,06 руб. за 1 км, а для ТП в размере 3 590,36 руб. за 1 км, что соответствует требованиям пункта 29 Основ ценообразования».

 

Наверх