Несмотря на то, что доминирование независимой энергосбытовой компании (далее – НЭСК) на рынке купли-продажи электрической энергии и мощности – явление не частое, а правовые риски НЭСК концентрируются по большей части в области, не связанной с антимонопольными запретами, всё же не исключена ситуация, при которой НЭСК будет признана доминирующим субъектом и антимонопольные запреты станут для нее актуальны.
Это возможно не только при самостоятельном достижении НЭСК установленной законом доли присутствия на товарном рынке, но и в случае вхождения НЭСК в одну группу лиц с гарантирующим поставщиком (далее – ГП), с которым НЭСК осуществляет деятельность по купле-продаже электрической энергии (мощности) на одном и том же товарном рынке.
В данном случае доминирование НЭСК на товарном рынке может быть обусловлено двумя факторами:
(см. п. 6.4., 6.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220)
Для НЭСК это будет означать необходимость соблюдения предусмотренных законом антимонопольных запретов.
Антимонопольные запреты, которые необходимо соблюдать НЭСК
Исходя из примерного перечня нарушений, предусмотренных ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135), а также ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ № 35), применительно к деятельности НЭСК можно выделить следующие группы запретов, требующих соблюдения.
1. Недопустимость нарушений в области ценообразования
(О содержании нарушения порядка ценообразования в энергоснабжении см. наш материал)
2. Недопустимость нарушений, препятствующих доступу на рынок
(См. наш материал о последствиях уклонения от согласования перечня средств измерений)
3. Недопустимость ущемления иных интересов
(Под дискриминационными понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами)
ВАЖНО!
Перечень приведенных запретов вытекает из содержания ст. 10 ФЗ № 135, ст. 25 ФЗ № 35 и является открытым. Это значит, что в качестве нарушения могут быть квалифицированы любые иные действия (бездействие) НЭСК, влекущие за собой недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Ответственность НЭСК за несоблюдение антимонопольных запретов
Несоблюдение антимонопольных запретов может повлечь за собой для НЭСК весьма ощутимые последствия. Это, например, сопряжено с риском:
Штрафные санкции сконцентрированы в следующих статьях КоАП РФ, предусматривающих ответственность за несоблюдение антимонопольных запретов:
Возможность взыскания в бюджет всего дохода, полученного НЭСК от деятельности, признанной монополистической, закреплена в ч. 3 ст. 51 ФЗ № 137.
Политика антимонопольного комплаенса 2.0 — готовый документ для внедрения в компаниях, строящих внутреннюю систему соблюдения антимонопольного законодательства.