04.06.2023
Антимонопольные запреты НЭСК
Несмотря на то, что доминирование независимой энергосбытовой компании (далее – НЭСК) на рынке купли-продажи электрической энергии и мощности – явление не частое, а правовые риски НЭСК концентрируются по большей части в области, не связанной с антимонопольными запретами, всё же не исключена ситуация, при которой НЭСК будет признана доминирующим субъектом и антимонопольные запреты станут для нее актуальны.
Это возможно не только при самостоятельном достижении НЭСК установленной законом доли присутствия на товарном рынке, но и в случае вхождения НЭСК в одну группу лиц с гарантирующим поставщиком (далее – ГП), с которым НЭСК осуществляет деятельность по купле-продаже электрической энергии (мощности) на одном и том же товарном рынке.
В данном случае доминирование НЭСК на товарном рынке может быть обусловлено двумя факторами:
- фактор № 1 – ГП занимает доминирующее положение на рынке;
- фактор № 2 – суммарная доля НЭСК и ГП на товарном рынке соответствует установленному законом порогу доминирования.
(см. п. 6.4., 6.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220)
Для НЭСК это будет означать необходимость соблюдения предусмотренных законом антимонопольных запретов.
Антимонопольные запреты, которые необходимо соблюдать НЭСК
Исходя из примерного перечня нарушений, предусмотренных ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135), а также ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ № 35), применительно к деятельности НЭСК можно выделить следующие группы запретов, требующих соблюдения.
1. Недопустимость нарушений в области ценообразования
- запрещено установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (п. 1 ч. 1 ст. 10 ФЗ № 135);
- запрещено экономически, технологически и иным образом необоснованное установление различных цен на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом (п. 6 ч. 1 ст. 10 ФЗ № 135);
- запрещено нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (п. 10 ч. 1 ст.10 ФЗ № 135);
(О содержании нарушения порядка ценообразования в энергоснабжении см. наш материал)
- запрещено заключение соглашений (совершение согласованных действий), имеющих целью изменение или поддержание цен на электрическую энергию (мощность) (абз. 2 п. 2 ст. 25 ФЗ № 35);
- запрещено манипулирование ценами на оптовом и (или) розничном рынках электрической энергии (п. 11 ч. 1 ст. 10 ФЗ № 135);
- запрещено создание возможности манипулирования ценами на оптовом и розничных рынках (абз. 7 п. 2 ст. 25 ФЗ № 35).
2. Недопустимость нарушений, препятствующих доступу на рынок
- запрещен экономически или технологически не обоснованный отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара (п. 5 ч. 1 ст. 10 ФЗ № 135);
- запрещено создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу с товарного рынка другим хозяйствующим субъектам (п. 9 ч. 1 ст. 10 ФЗ № 135);
(См. наш материал о последствиях уклонения от согласования перечня средств измерений)
- запрещено создание препятствий доступу к услугам совета рынка и организаций коммерческой и технологической инфраструктур (абз. 6 п. 2 ст. 25 ФЗ № 35).
3. Недопустимость ущемления иных интересов
- запрещено навязывание контрагенту невыгодных для него или не относящихся к предмету договора условий (п. 3 ч. 1 ст. 10 ФЗ № 135);
- запрещено экономически или технологически необоснованное сокращение или прекращение производства товара (п. 4 ч. 1 ст. 10 ФЗ № 135);
- запрещено создание дискриминационных условий (п. 8 ч. 1 ст. 10 ФЗ № 135);
(Под дискриминационными понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами)
- запрещено создание дискриминационных или благоприятных условий для деятельности отдельных субъектов оптового и розничных рынков (абз. 5 п. 2 ст. 25 ФЗ № 35).
ВАЖНО!
Перечень приведенных запретов вытекает из содержания ст. 10 ФЗ № 135, ст. 25 ФЗ № 35 и является открытым. Это значит, что в качестве нарушения могут быть квалифицированы любые иные действия (бездействие) НЭСК, влекущие за собой недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Ответственность НЭСК за несоблюдение антимонопольных запретов
Несоблюдение антимонопольных запретов может повлечь за собой для НЭСК весьма ощутимые последствия. Это, например, сопряжено с риском:
- привлечения НЭСК к ответственности в форме штрафа (в т.ч. и «оборотного») или
- взыскания в бюджет всего дохода, полученного НЭСК от деятельности, признанной монополистической.
Штрафные санкции сконцентрированы в следующих статьях КоАП РФ, предусматривающих ответственность за несоблюдение антимонопольных запретов:
- статья 14.31 – закреплена ответственность за злоупотребление доминирующим положением;
- статья 14.31.1 – установлены санкции за манипулирование ценами на оптовом или розничных рынках электрической энергии (мощности);
- статья 14.32 – содержит санкции за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координацию экономической деятельности.
Возможность взыскания в бюджет всего дохода, полученного НЭСК от деятельности, признанной монополистической, закреплена в ч. 3 ст. 51 ФЗ № 137.
Политика антимонопольного комплаенса 2.0 — готовый документ для внедрения в компаниях, строящих внутреннюю систему соблюдения антимонопольного законодательства.